июня
Еще раз об экстремизме – в образовании
Олег СМОЛИН. Наброски к выступлению в Госдуме
В России наступает время выпускных вечеров. Пользуясь случаем, хочу поздравить всех выпускников, учителей и родителей c этим единственным в жизни и неповторимым праздником! А каждому выпускнику пожелать никогда не забывать строки прекрасной советской песни:
Иди, мой друг,
Всегда иди дорогою добра!
Но, между прочим, желающие могут поздравить и меня.
Думаю, немногие депутаты имеют официальный документ, подтверждающий, что они не экстремисты! Я такой документ имею, причем за подписью заместителя министра внутренних дел Алёшина. Рассказываю, как мне это удалось.
1 апреля в городе Уссурийске усилиями местной полиции и ФСБ были задержаны трое граждан, которые раздавали листовки в поддержку подготовленного мной и внесенного группой депутатов фракции КПРФ проекта федерального закона «О народном образовании». Подчеркиваю: речь идет о законопроекте, официально внесенном в Государственную Думу.
Разумеется, мы направили запрос на имя министра внутренних дел. Думали: извинятся и сообщат, что провели воспитательную работу среди отдельно взятого чиновника, делающего глупости. Ничуть не бывало. Получили ответ, где на полном серьезе и на «голубом глазу» нам сообщают, что признаков экстремизма в листовке в поддержку нашего законопроекта, а значит, и в нем самом не обнаружено.
Пожалуй, Михаил Задорнов, получив подобный документ, направил бы предложение президенту страны объединить МВД и ФСБ с минздравом, чтобы легко можно было проверить психическую нормальность тех, кто дает подобные поручения. От себя же могу лишь добавить с грустью: если в моей стране власть подозревает в экстремизме людей, стремящихся помочь образованию, эта власть больна и ставит будущее страны под угрозу.
А вот другой документ, подписанный президентом Российской академии образования Николаем Никандровым: отзыв на проект Федерального государственного образовательного стандарта старшей школы, который был выставлен на сайте минобрнауки в начале мая. Однако прежде, чем его прочесть, напомню историю вопроса.
На рубеже 2010–2011 гг. под руководством Александра Кондакова был подготовлен проект Федерального государственного образовательного стандарта для старшей школы. Получив этот документ немного раньше других, я провел эксперименты на моих друзьях – профессорах, членкорах и академиках.
Спрашивал об одном:
– Как вы думаете, какие четыре предмета останутся обязательными для российских старшеклассников по новому стандарту?
Не угадал ни один. Что с них взять – профессора, академики – темный народ.
Никто не догадался, что обязательными останутся ОБЖ; физкультура; «Россия в мире» (такой науки нет, а предмета в школе никогда не было); да еще индивидуальный проект.
Поскольку в стандарте группы Кондакова чуть не единственным предметом, преподавание которого должно было улучшиться, стал иностранный язык, на конференции общественного движения «Образование – для всех» доцент омского технического университета произнес горькую фразу: раб должен быть здоров и знать язык своего хозяина!
* * *
На вопрос депутата Виктора Шудегова «сколько стоила разработка стандартов?» – в этом зале Алексей Кудрин ответил: «Около миллиарда рублей». Еще бы, такое можно было придумать только за бешеные деньги!
Проект стандарта был представлен «Единой России», но вызвал массовое общественное возмущение. Владимир Путин публично назвал эту историю «эксцессом исполнителей» и заявил Андрею Фурсенко, что физкультуру он, конечно, любит, но не до такой же степени…
Следующие версии проектов стандарта стали лучше, но от коренных пороков не избавились. Президиум Российской академии образования представил собственный альтернативный проект стандарта, который и принял за основу общественный совет министерства образования и науки.
В итоге была создана группа под руководством Михаила Ковальчука, призванная свести лучшие элементы обоих проектов в единый документ. Однако либо группа с заданием не справилась, либо ее не очень-то слушали, либо подгоняли сроки утверждения стандарта к дате вступления в полную силу печально знаменитого Федерального закона № 83 об автономных, бюджетных и казенных учреждениях (сокращенно – об АУ, БУ и КУ).
Напомню: в заключении комитета по уголовному, гражданскому, арбитражному и процессуальному законодательству под руководством уважаемого Павла Крашенинникова прямо утверждалось, что этот закон фактически (подчеркиваю – фактически) превращает некоммерческие учреждения в разновидность коммерческих организаций. Перевожу: школа должна превратиться в лавку по продаже образовательных услуг, больница – медицинских, а музейное дело – в разновидность масскульта. Кстати, от многих школ уже требуют, чтобы они составили финансовые планы зарабатывания денег.
Неслучайно 1 июня на Пушкинской площади митингующие студенты, преподаватели и родители дружно скандировали: «Образование – не товар, школа – не Черкизон!».
В итоге 17 мая уже не министр, но все еще исполняющий обязанности Андрей Фурсенко подписал Приказ об утверждении стандарта для старшей школы. Как в известной сказке: Чеширского кота уже нет, но «улыбка» его осталась. И улыбка эта сардоническая.
Новый министр Дмитрий Ливанов принял на себя ответственность за утвержденный стандарт, но явно поторопился.
Конечно, это не то же самое, что изначально предлагала группа Кондакова. Обязательных предметов уже не три, но семь. И все же, вопреки рекомендации совета по общему образованию минобрнауки, за основу документа взят именно тот стандарт, который вызвал бурю общественного возмущения.
* * *
Пришло время процитировать документ, о котором я уже говорил, за подписью президента Российской академии образования. Цитирую:
«1. …проект не упоминает об обязательной части основной образовательной программы… без чего задача сохранения единого образовательного пространства страны не реализуется».
Объясняю: новый стандарт угрожает разрушением единого образовательного пространства страны.
Цитирую: «2. Обязательным статусом проект наделяет предметные области «филология», «иностранные языки», «общественные науки», «математика и информатика», «естественные науки», «физкультура и основы безопасности жизнедеятельности». Предметы, входящие в их состав, обязательными не являются. В результате можно получить аттестат зрелости, не изучив физику, химию, биологию, историю, географию, обществознание и прочее, заменив их на другие предметы данных областей».
Все ясно без комментариев.
Цитирую: «4. Изложенное выше резко усиливает коррупционную составляющую обучения по такому стандарту, переводя самые значимые курсы в разряд дополнительных образовательных услуг».
Повторю: новый стандарт принят в спешке специально под Федеральный закон № 83 о превращении социальных благ в коммерческие услуги.
Цитирую: «5. Естественно, о надлежащем качестве такого бесплатного образования говорить не приходится, тем более, что государство… брать на себя такую ответственность и не собирается, перенеся всю тяжесть по составлению основной образовательной программы на образовательные учреждения».
Добавлю: за создание условий образовательного процесса, включая материально-технические, финансовые и кадровые, согласно стандарту, отвечает также сама школа – за счет бюджетных и внебюджетных источников. Если условия не созданы, директора будут штрафовать. Таким образом, его вновь заставляют зарабатывать деньги – за счет карманов граждан.
А вот какой учебный план, нисколько не противоречащий стандарту, согласно анализу экспертов Российской академии образования, может принять любая школа:
1. Из предметной области «филология» можно выбрать объединенный курс русского языка и литературы. Видимо, старшеклассники будущего станут разбирать «Войну и мир» по членам предложения, а «Преступление и наказание» – по частям речи.
2. С иностранными языками и математикой все более или менее нормально.
3. В рамках предметной области «общественные науки» возможно избрать курс «Россия в мире». Разумеется, этого курса никто никогда не видел и не преподавал. Но зато его можно построить по известному принципу «и это все о нем (или – о них) и совсем немного – о погоде».
4. В рамках предметной области «физкультура и ОБЖ» предполагается одноименный объединенный курс. Об эффективности судить не берусь, его также в таком виде никто не изучал.
5. Однако самый тяжелый удар новый стандарт наносит по естественным наукам. Из всей этой предметной области, не вступая в противоречия с документом, можно выбрать одну лишь экологию, не изучая ни физики, ни химии, ни биологии.
6. В рамках части программы, которая формируется участниками образовательного процесса, возможно избрать только дизайн, игнорируя искусство и мировую художественную культуру.
Еще раз цитирую отзыв: «А остальное – в качестве дополнительных (платных) образовательных услуг»!
Кто думает, что стандарт после этого разгромного отзыва существенно улучшен, сильно ошибается.
Разумеется, это экстремальный учебный план, хотя и вполне реальный. Гораздо чаще при новом стандарте мы встретимся с ситуацией, когда старшеклассник будет изучать лишь одну из естественных наук. Для поступления в вуз по ЕГЭ этого достаточно. А дальнейшее никого не интересует.
Между тем большинство открытий в ХХ и ХХI веке делаются на стыках наук. И тот, кто в школе изучал только физику, уже никогда не сделает такого открытия ни в биофизике, ни в биохимии, ни в физической химии. Повторю то, что в прошлом году говорил предыдущему составу Госдумы: если такой стандарт пройдет, закрывайте все программы модернизации, включая Сколково – шансов они все равно не имеют.
Многие независимые эксперты, далекие от оппозиции, называют этот стандарт не иначе как колониальным.
Напомню: отечественная система образования многие десятилетия сильна прежде всего своим естественно-математическим циклом. Еще в середине 1990-х гг. Мировой банк в известном докладе «Российское образование в переходный период» – в том самом докладе, где можно найти программу почти всех последующих так называемых образовательных реформ, – в этом докладе Мировой банк признавал: уровень естественно-математического образования в России значительно выше, чем в абсолютном большинстве стран.
Если кто-то думает, что физике, химии и биологии нужно учить только избранных, а остальным достаточно знать, что не следует совать палец в розетку, хотел бы напомнить позицию Михаила Ломоносова. Еще в ХVIII веке русский гений был убежден: кто хочет развивать отечественную науку и получить на ее вершине выдающиеся умы, должен открыть дорогу к фундаментальному образованию максимальному числу граждан.
Тем же, кто верит только чужим знаменитостям, напомню жесткую критику Биллом Гейтсом американской системы образования, которую мы сейчас пытаемся копировать. Цитирую: «Только незначительная часть наших детей получает качественное образование. А если мы признаем, что дети из семей с низкими доходами или принадлежащие к этническим меньшинствам лишены возможности получить качественное образование, то этому может быть только два объяснения: либо они не способны учиться, либо мы считаем, что их и незачем учить. Первый аргумент не соответствует действительности, второй аморален».
Нам говорят, что новый стандарт обеспечивает для ребенка право выбора, однако выбирать можно лишь из того, что знаешь, и когда к этому готов. Насколько мне известно, в рамках миллиарда, потраченного на стандарт, не нашлось денег на серьезные исследования. А когда я спросил студентов второго курса нижегородского вуза: «Кто из вас уже в девятом классе определился с будущей профессией?» – среди 150 студентов поднялось лишь несколько рук.
Позволю себе обратиться и к личному опыту. Еще в десятом классе я колебался в выборе между математикой, теоретической физикой и музыкой. И лишь в одиннадцатом, когда начались элементы философии, сделал выбор. Имея учебный план, где выбирать надо после девятого класса, с выбором ошибся бы наверняка.
Перехожу к предложениям.
1. От имени Государственной Думы, а если не получится, от имени лидеров оппозиционных фракций направить обращение в Совет безопасности с предложением рассмотреть последствия нового стандарта для национальной безопасности России.
2. Комитетам Госдумы по образованию; по науке и наукоемким технологиям; по культуре; по вопросам семьи, женщин и детей; по безопасности и противодействию коррупции провести парламентские слушания с целью определения возможных плюсов и несомненных рисков стандарта.
3. Группой депутатов фракции КПРФ в Госдуму официально внесен проект Федерального закона «О народном образовании», который:
во-первых, требует, чтобы школьный стандарт согласовывался с профильными парламентскими комитетами, Российской академией наук и Российской академией образования, профессиональными союзами, Союзом ректоров и профессиональными ассоциациями. Стандарт не должен «выскакивать» из кабинета бывшего министра, как черт из табакерки;
во-вторых, полноценный набор учебных предметов, так называемый золотой стандарт содержания образования, включен в само «тело» законопроекта. Эксперименты над детьми за бешеные государственные деньги становятся невозможными. Мы приглашаем всех депутатов, независимо от фракционной принадлежности, присоединяться к нашему законопроекту. Пусть он станет законом ста, двухсот, а быть может, и более депутатов.
4. Какой бы закон об образовании ни был принят – официальный или альтернативный, предлагаю включить непосредственно в «ткань» закона полный набор обязательных предметов для старшей школы. Детям должно быть обеспечено полноценное общее и притом бесплатное и качественное образование.
Уважаемые коллеги! Недавно мы отмечали день рождения Пушкина и День русского языка. Позвольте же мне короткую цитату из стихов великого поэта:
Христос воскрес, питомец Феба!
Дай бог, чтоб милостию неба
Рассудок на Руси воскрес;
Он что-то, кажется, исчез.
Еще раз поздравляю выпускников 2012 года и надеюсь, что они сполна оценят мудрость древнего Евангелия: «Знание – свобода!».
Опубликовано: Советская Россия — 2012. — 21 июня.