Октябрь
Одним из самых вопиющих нарушений закона в России является низкая заработная плата учителя. Это не просто неуважительное отношение к педагогам – это преступление.
Размер заработной платы учителей определил Указ Президента Б.Н. Ельцина в еще июле 1991 года, одним из соавторов которого мне довелось быть. Этот Указ установил, что средние ставки в образовании должны быть не ниже средней заработной платы в промышленности, а в вузах профессорско-преподавательскому составу следует платить из расчета двух средних “промышленных” зарплат. После этого нам много раз говорили, что указ нереалистический и может осуществляться только в условиях государственной промышленности. Тогда как на самом деле профсоюзы, которым принадлежит эта идея, нашли ее не только в опыте СССР, но и в опыте многих развитых зарубежных стран. Мы специально консультировались у коллег из британского парламента: в системе образования Британии зарплату получают не меньше, чем в промышленности. Не секрет, что зарплата начинающего учителя в Соединенных Штатах 27 тыс. долларов в год, то есть более 2 тыс. в месяц. Причем учителя во всех странах полагают, что получают недостаточно.
К сожалению, бюджет 2003 года мало продвигает нас к решению проблемы заработной платы учителя. По оценкам Профсоюза работников образования и науки, уже к концу года заработная плата большинства учителей опять окажется ниже прожиточного минимума. В первом квартале 2002 года с учетом всех повышений средняя зарплата в образовании оказалась на уровне 60 % от промышленности (для сравнения могу сказать, что в 1940 году в Советском Союзе этот показатель равнялся 97 %, в начале 70-х – 75 %. И тогда мы, критикуя власть, говорили: чтобы мало получать, надо долго учиться). Группа новосибирских ученых из Российской академии наук подсчитала: с 1985 по 1995 год средняя зарплата в стране уменьшилась, по крайней мере, в три раза. И даже от этой средней заработной платы зарплата в образовании составляет примерно 60 %!
Учителя не довольны работой всех уровней власти: зарплата не обеспечивает им нормального уровня жизни. По статистике, среди профессиональных отрядов по заработной плате пятое место снизу занимают врачи, четвертое – ученые, третье – работники образования, четвертое – культуры, пятое – работники сельского хозяйства. То есть труд тех, кто учит, лечит, делает открытия, обеспечивает культурный прогресс и кормит страну, оценивается ниже всех в стране. Это совершенно ненормальное положение.
Естественно, возникает вопрос: каков же выход из положения? С моей точки зрения, он вполне определенный. На него указала Российская академия наук, рассчитавшая, кому в стране достаются доходы от природных богатств. Если бы в России значительная часть доходов от природных богатств попадала в казну, то это дополнительно дало бы 70 млрд. долларов в годовой бюджет государства. Практически еще один федеральный бюджет страны! Считается, что за рубежом такие доходы распределяются, по крайней мере, “пятьдесят на пятьдесят”: половину доходов получает страна, другую – те, кто природные богатства добывает, разрабатывает и т.д. Нашему государству достается только 6 %. Вот где лежит радикальное средство улучшения ситуации. Я уже не говорю о том, что бюджет 2003 года, как и 2002-го, – профицитный. Я не говорю и о том, что остаток на счетах казначейств по исполнению этого бюджета составляет 302 млрд. рублей.
Вопрос о зарплате учителя все больше из вопроса экономического превращается в идеологический. Если власть хочет поддержки учителей, ей нужно менять политику распределения доходов.
Опубликовано: Управление школой. — 2002. — № 37. — С. 4.