Коммунальная реформа добралась до учителя

Октябрь

Повышение цен на коммунальные услуги вызывает в России сильное напряжение. Заявления же и действия Правительства по этому поводу крайне противоречивы. Например, выступая в Государственной Думе в апреле этого года, вице-премьер Герман Греф заявил депутатам, что Правительство требует от регионов установить тарифы на коммунальные услуги на уровне 50% их реальной стоимости. Между тем, уже тогда было известно, что регионам, которые устанавливают эти цены ниже 90%, не стоит ждать от правительства федеральных трансфертов. Летом Правительство внесло в Госдуму поправки к действующему закону об основах федеральной жилищной политики, в которых наиболее примечательными являются три позиции.

Первая. Предложение вывести оплату коммунальных услуг на стопроцентный уровень их реальной стоимости в 2003 году.

Вторая. Отмена действующих льгот для большинства ветеранов, в частности, ветеранов труда. Точнее, эти льготы предлагается передать на усмотрение субъектов Российской Федерации: есть у территории деньги – пусть устанавливают льготу, нет денег – нет и льгот. При этом федеральный центр ни за что не отвечает.

Третья. Отмена коммунальных льгот для сельских учителей и медицинских работников. Стоит заметить, что эти льготы были установлены постановлениями ВЦИК и Совета народных комиссаров в 1930 году. Позднее их подтвердил Совет министров в 1948-м и затем – Закон РФ “Об образовании” в редакциях 1992-го и 1996-го годов. 1930-й – следующий за годом так называемого сталинского перелома, 1948-й – год активного послевоенного восстановления в условиях международной блокады, 1992-й – время тяжелейшего экономического кризиса, связанного с т.н. реформами Е. Гайдара.

Хочу заметить, что ни в один из этих периодов положение в стране не было хуже, чем, можно предположить, будет в 2003-м. Почему же сейчас предлагается отменить коммунальные льготы для педагогических работников? Думаю, ответ достаточно простой. Правительство почувствовало силу и решило последовательно проводить псевдолиберальную идеологию.

Существует представление о том, что раз в России слишком много льготников, значит льготы надо отменять. Возможно, такого количества “льготников” и нет ни в одной развитой стране, но и мало найдется цивилизованных стран, где столько бедных. Даже заместитель Грефа, выступая на парламентских слушаниях, признал, что в “адресной” социальной помощи нуждается половина семей. И это при официальной статистике, относящей к бедным 24% населения. Какая же это “адресная” помощь, если каждый второй гражданин в ней нуждается?

Отмену льгот можно было бы оправдать, если бы она сопровождалась опережающим повышением заработной платы. Между тем, зарплату учителям собирались повышать в среднем на 33% с 1 октября 2003 года. При этом, по оценкам профсоюзов, с декабря 2001-го до октября 2003-го прожиточный минимум увеличится на 40%. Правительство параллельно предлагает приостановить законом о бюджете на 2003 год статью 22 Закона “О социальном и культурном развитии села”, который устанавливает 25%-ые надбавки к зарплате для сельских учителей, медиков и работников культуры. Нет никаких сомнений, что речь идет о снижении реального жизненного уровня всех педагогов, особенно сельских, в 2003 году.

Следует сказать, что профсоюзы работников образования довольно активно взялись работать с депутатами. Я, например, получил несколько десятков телеграмм только из моей родной Омской области – телеграмм протеста с требованием не голосовать за правительственный законопроект и не допустить его принятия. Моя позиция вполне определенная. Я – соавтор альтернативного законопроекта, предусматривающего не только сохранение действующих льгот, но и расширение их на членов семей педагогов. Разумеется, наш Комитет по образованию и науке будет выступать против предложенного Правительством закона. Такое заключение подготовлено и распространено.

Наступает очередной “момент истины”. Не думаю, что найдется хотя бы один депутат или политическое движение, которые, идя на выборы в 1999-м году, обещали своим избирателям отмену льгот. И сейчас предстоит проверить, насколько депутаты верны своим обещаниям. К сожалению, спасение утопающих в очередной раз оказывается делом рук самих топающих. Мы же увидим, что оказывает на депутата большее влияние – нужды избирателей или давление со стороны Правительства.

Опубликовано: Управление школой. – 2002. – 23-31 октября. — № 40. – С. 4 (под заголовком “Реформа добралась до учителя”).