Традиционное новаторство

Февраль

24 января Комитет по образованию и науке Госдумы РФ совместно с Комитетом по экологии проводил выездное заседание “круглого стола” в Рязани. Темой стали содержание и технологии образования под рубриками “нравственность”, “экология”, “здоровье”.

Подобное заседание не первое в истории нашего Комитета. И раньше мы проводили работу на выезде, в том числе в Омске, Петербурге, Калуге, Новгороде и других городах России. Но в Рязани новыми были программы, которые представляли участники “круглого стола”. Ни для кого не секрет, что отечественная образовательная традиция достаточно богата оригинальными педагогическими технологиями и системами. И не только в до-, но и в советский период.

Так, в четверку самых выдающихся педагогов ХХ века, согласно проведенным опросам науковедов, включен Антон Макаренко. Не только российскую, но и международную известность приобрел “педагогический экзистенциализм” Василия Сухомлинского. Чрезвычайно модным в современной России стал пришедший с Запада компетентностный подход, сторонники которого справедливо полагают, что основой образования должны быть не только знания, но и умение их применять. Однако этот подход — лишь неполное отражение новаторских разработок в области теории деятельности, выполненных Выготским, Рубинштейном, Леонтьевым и другими отечественными психологами. На основании неоднократного личного знакомства с опытом Михаила Щетинина берусь утверждать, что при небесспорных, на мой взгляд, философских основаниях, эта система дает потрясающие результаты и заслуживает, как минимум, не меньшего внимания, чем вошедшие чуть ли не во все отечественные программы системы Джона Дьюи и Марии Монтессори.

Не всегда оказываются “пророками в своем Отечестве” авторы блестящих новаторских технологий в области дополнительного образования. Недавно мне удалось побывать на юбилейном концерте Георгия Струве — выдающегося педагога, композитора, дирижера, который создал целый пласт исключительно гуманной и светлой культуры детского хорового пения. Увы, ни советская, ни, особенно, послесоветская власть его по-настоящему не оценили: на юбилее не было представителей правительственной или президентской администрации. Лишь Государственная Дума наградила грамотой выдающегося соотечественника, да и то с опозданием. Между тем, объехав в составе делегации Комитета немало стран, ничего сравнимого в области музыкального творчества для детей не видел. Омич, мой земляк, Сергей Белецкий создал оригинальную систему нотной слогописи, позволяющую очень быстро обучать музыке маленьких детей и развивать их музыкальные способности. Система удостоена золотых медалей международных организаций, но в стране прививается медленно.

Вернемся, однако, к участникам “круглого стола”. Наверное, не все знают чрезвычайно интересную медико-педагогическую систему, разработанную нашим педагогом Владимиром Базарным. В Республике Коми она даже стала преобладающей. В отличие от обычной ситуации, когда здоровье ребенка за школьные годы резко ухудшается, в классах и группах, где работают по системе Базарного, дети не только сохраняют, но и укрепляют свое здоровье, то есть выходят из стен школы здоровее, чем пришли. Причем Базарному отдают самых трудных детей из малообеспеченных семей.

Очень активно обсуждалась на “круглом столе” программа “Истоки”, которая пытается основывать образование и воспитание ребят на отечественной нравственной традиции, на историческом образовании.

И, наконец, в очередной раз поднимался вопрос: какое место в школе должно найти экологическое образование и воспитание. Дело в том, что, по международным рекомендациям, это сейчас становится одной из главных составляющих содержания образования.

Если говорить о результатах “круглого стола”, можно выделить следующие. С одной стороны, Комитет проинформировал рязанскую педагогическую общественность о том, чем мы занимаемся, что удается, что – нет, какие планы… С другой, мы еще раз услышали и крупных педагогов, и мнения тех, для кого работаем. Думаю, что по результатам работы следует еще раз вернуться к проблемам содержания образования в законе “О государственном стандарте общего образования”. Во всяком случае мной уже были направлены предложения, согласно которым экология могла бы попасть, наряду с региональным компонентом стандартов, в федеральный компонент в сочетании с географией. При перечислении учебных предметов и образовательных областей предлагается включить туда в качестве одного из направлений предмет под именем “география и вопросы экологии”.

Но, пожалуй, самое главное, что мы услышали (и это абсолютно справедливо): никакие новые образовательные технологии, никакое продвижение школы вперед не может быть осуществлено при существующем статусе учителя. Политики не вправе требовать от учителей качественного образования, пока не создали им качественные условия работы.

Думаю, можно сформулировать общее мнение участников “круглого стола” таким образом: несомненно, обновление содержания технологий образования нам необходимо, но любое такое обновление должно базироваться на серьезной отечественной традиции. Только тогда мы получим органическую модернизацию, говоря философским и политическим языком. Короче говоря, не надо изобретать велосипед, когда он уже есть у твоего соседа. И ни к чему стремиться в соседский дорогой автомобиль, когда есть свой, хотя бы скромный, вертолет.

Проведение таких “круглых столов” полезно для обеих сторон. Естественно, мы не можем внедрять даже самые лучшие педагогические системы и технологии административными методами, как кукурузу от Тихого океана до Атлантического. Но мы можем и будем использовать возможности нашего Комитета для того чтобы те, кто ищет, как вернуть нашей системе образования статус одной из лучших в мире, получили достойную поддержку.

Опубликовано: Управление школой. — 2003. — 1-7 февраля. — № 5. — С. 4.