Июнь
Слушая 11 июня на пленарном заседании Государственной Думы выступление премьер-министра Михаила Касьянова, я почему-то вспомнил старую репризу Жванецкого: “Если там, у них растет производство, значит и растет и потребление ими же”.
Впрочем, прежде чем анализировать речь Премьера с интересующих нас позиций, полезно напомнить читателю об истории его приглашения в Госдуму. После январских парламентских слушаний, когда обсуждался вопрос о переходе на отраслевые системы оплаты труда, мне удалось добиться приятия решения Госдумы о приглашении на заседание Премьер-министра именно по вопросу о зарплате интеллигенции. С четвертого раза за это приглашение проголосовали 226 депутатов. Затем Дума “подвесила” Премьеру второй вопрос – о коммунальной реформе и замерзающих городах. Именно по этому вопросу он и выступил 12 февраля, пообещав вместе с тем специально придти по вопросу о зарплате бюджетников 16 мая. Поскольку 16 мая перед депутатами Федерального Собрания с ежегодным Посланием выступал Президент, обсуждение зарплатного вопроса с Премьером было перенесено на 11 июня. Однако затем партия “Единая Россия” и ее фракции в Парламенте потребовали изменить тему разговора и предложили расплывчатую формулировку в духе прежних съездов “О задачах социально-экономической политики на 2003-2004 годы”.
Если верить Премьеру, эти перспективы самые радужные: растет производство, отток капитала сменился его притоком, увеличиваются инвестиции, но самое главное – с начала текущего года на 30 % выросли реальные доходы населения! Чьи именно это доходы и как их считают правительственные экономисты, Премьер почему-то не объяснил.
Учитывая, что меня как инициатора приглашения Премьера лишили слова и права задать вопрос, Агропромышленная депутатская группа предоставила мне такую возможность в счет своей квоты.
Спросив у Премьера, будет ли повышаться зарплата интеллигенции в 2004 году, когда минимальная зарплата в бюджетной сфере выйдет на прожиточный минимум и самое главное – как до этого дожить начинающему учителю, врачу, медсестре, младшему воспитателю, повару в школе или в больнице и другим работникам из числа технического персонала, я услышал лишь одно: зарплату в бюджетной сфере, — заявил Премьер, — мы уже повысили в опережающем порядке: планировали повысить с января 2004 года, а повышаем с октября 2003, и поэтому имеем серьезные проблемы с бюджетом.
Ответ этот поразителен, по меньшей мере, по двум причинам. Во-первых, всем известно, что со времени прошлого повышения зарплаты интеллигенции в декабре 2001 года прожиточный минимум к октябрю текущего года вырастет на 40 %, тогда как индексация зарплаты должна составить лишь 33 %. Российский учитель, ученый, врач, работник культуры в октябре 2003 г. после всех повышений будет на 7 % беднее, чем был в декабре 2001 г. В следующем году зарплату повышать ему не собираются при ожидаемой Правительством инфляции в 10 %. Причем прожиточный минимум явно будет расти в 1,5-2 раза быстрее. Следовательно, к концу 2004 года интеллигенция России станет получать в реальных деньгах процентов на 25 меньше, чем в конце 2001.
Можно ли называть это опережающей индексацией, пусть судит читатель. Ему же представляю судить и о прочности совести высокопоставленных российских чиновников, которая выдерживает подобные нагрузки.
Во-вторых, Премьер абсолютно уклонился от ответа на вопрос о перспективах, из чего следует, что в Правительстве нет никакой программы повышения заработной платы работников бюджетной сферы вообще и минимальной заработной платы в частности.
Напомню, что в среднегодовом исчислении в 2003 году по отношению к 2002-му эта минимальная заработная плата по отношению к прожиточному минимуму снижается с 24,5 до 21,5 %. Что будет с нею дальше – бог весть.
В данном случае умолчание есть тоже ответ. И ответ отрицательный.
В целом, если бы кто-нибудь подверг речь Премьера контент-анализу, наверняка бы убедился: на 100 слов о бизнесе и его интересах в ней приходится едва ли 1 слово об образовании, медицине, науке и культуре. Да к тому же было бы лучше, если бы этого слова не было.
Премьер заявил о том, что число занятых в бюджетной сфере растет от достигнутого в советский период, что профильным министерствам поручено провести реструктуризацию образовательных, медицинских, научных, культурных учреждений (впрочем, мы это знали и без него – из протоколов “комиссии по пессимизации”). Единственное, что добавил М. Касьянов, это заявление, что министерства будут экономически стимулироваться к сокращению… но не своего аппарата, а подведомственных организаций. Все деньги от “реструктуризации” останутся в распоряжении министерств!
Завершу двумя краткими выводами.
Первое. У многих депутатов доклад Премьера вызвал ассоциацию с известной формулой: я все время слышу то, чего давно не вижу.
Второе. Премьер подтвердил готовность Правительства приносить жертвы: интересы российской интеллигенции – в жертву большому бизнесу!
Выводы из выводов российская интеллигенция должна сделать сама. Благо самостоятельное решение всегда было одним из признаков подлинного российского интеллигента.
Опубликовано: Управление школой. – 2003. — № 23. – С. 4.