Сентябрь
Нам ни к чему сюжеты и интриги –
Про всё мы знаем – ну, что ты нам ни дашь.
Я, например, на свете лучшей книгой
Считаю кодекс уголовный наш.И если мне неймется иль не спится,
Или с похмелья нет на мне лица,
Открою кодекс на любой странице
И – не могу: читаю до конца!
Эти строки Вл. Высоцкого не выходили у меня из памяти целый месяц, пока в Госдуме шла работа над правительственным законопроектом, который власть окрестила “законом о льготных выплатах”, а оппозиция и немногие оставшиеся независимые журналисты – “законом об отмене льгот”, “апрельскими тезисами” Голиковой (в честь заместителя Министра финансов) и даже “погромом в законе”.
Памятуя рекомендации народной мудрости насчет исправления горбатого, думская оппозиция, включая депутатов от КПРФ, большую часть членов фракции “Родина” и более половины независимых депутатов разных политических ориентаций, голосовала против закона в 1-м чтении, но активно работала при его подготовке ко 2-му. Оказалось это немногим легче, чем “из болота тащить бегемота”: объем закона был слоновий, а сила проталкивания – “медвежья”.
Оставляя в стороне полное содержание этого “кодекса социальных наказаний” для незащищенных, способного поспорить с драмой Шекспира за звание самой печальной на свете повести, остановимся лишь на том, что удалось и что не удалось депутатам профильного Комитета подправить между двумя чтениями в неисправимом законе. Среди прочего, удалось:
- сохранить в Трудовом Кодексе положение о минимальной заработной плате, обязательной во всех регионах страны. Увы, эта зарплата составляет по-прежнему 600 рублей и способна обеспечить лишь рацион питания, по некоторым оценкам, сопоставимый с нормами потребления в гитлеровских концлагерях. Предложенная мною поправка о том, чтобы минимальная заработная плата сравнялась с прожиточным минимумом не позднее 2007 года, 3 августа была провалена фракцией “Единая Россия”;
- запретить снижение зарплаты работникам бюджетной сферы в 2005 году. В условиях разрушения ЕТС это существенно, ибо и без того медики, работники науки, образования и культуры по-прежнему входят в пятерку самых низкооплачиваемых профессиональных отрядов;
- частично восстановить в “законных правах” ликвидированную в первом чтении Федеральную программу развития образования, правда, понизив ее статус до обычной федеральной целевой программы (подробнее эту тему обсудим как-нибудь в другой раз);
- вернуть в статью 55 Закона РФ “Об образовании” коммунальные льготы для сельских педагогов, правда, за счет региональных бюджетов, у которых денег может не хватить;
- сохранить для образовательных учреждений и научных организаций, хотя и в ограниченных пределах, возможность зарабатывать внебюджетные средства и распоряжаться ими (включая доходы от сдачи имущества в аренду и др.).
Однако упорно распускаемые государственными СМИ слухи о том, что во 2-м чтении закон приобрел “человеческое лицо” явно преувеличены. По-прежнему в результате его принятия, в частности:
- 15 миллионов учителей, врачей, ученых, работников культуры и социальной защиты теряют все федеральные гарантии в области оплаты труда. За исключением тех, кто работает в федеральных учреждениях, ответственность за их зарплату полностью “сбрасывается” в регионы;
- большинство из 22 миллионов семей с детьми утрачивают всякие надежды на повышение детских пособий, перекладываемых на бюджеты субъектов РФ, а во многих регионах – и на их своевременную выплату;
- 3,5 миллиона внебюджетных студентов государственных и негосударственных вузов рискуют получить скачкообразное повышение платы за обучение вследствие предполагаемой отмены налоговых льгот для образовательных учреждений;
- каждому 7-му бюджетному студенту грозит лишение права на бесплатное образование (в законе, правда, сохранена норма, согласно которой Россия обязана обучать за счет федерального бюджета не менее 170 студентов на 10 тысяч населения, однако исключено положение о запрете сокращать такие бюджетные места. Следовательно, Правительство получило право снизить их количество со 196 на 10 тысяч в настоящее время до 170, установленных законом).
Помимо этого, полностью отменены федеральные законы о моратории на приватизацию государственных учебных заведений, о выплатах на питание обучающихся в школах, ПТУ и ССУЗах, о льготе на проезд для детей из малообеспеченных семей, обучающихся в тех же учреждениях.
В тех же законах, которым сохранили жизнь, “ампутированы”:
- статья “Государственные гарантии приоритетности образования”;
- положение, устанавливающее уровень оплаты труда педагогических и иных работников системы образования на уровне не ниже средней в промышленности;
- нормы, устанавливающие право студентов на бесплатный проезд к месту учебы и обратно, а также доплаты к стипендиям на питание. И т.д., и т.п., и пр.
Новый закон с точки зрения образования оказался худшим из принятых Парламентом на протяжении 15 лет. В социальном плане системе образования произвели радикальную “резекцию желудка”, а заодно – и одного из “легких”, существенно ограничив возможность “питаться” и “дышать” за счет бюджетных вливаний. Одновременно в либерально-демократическом плане оказались удаленными многочисленные “мышцы”, позволяющие самостоятельно зарабатывать недополученные из бюджетов деньги и распоряжаться ими. Конечно, можно уповать на известную формулу “Несмотря на проведенное лечение, больной остался жить”. Однако совершенно очевидно: с приоритетностью образования покончено даже на уровне законодательных деклараций. В обозримой перспективе (по крайней мере, до смены курса социальной политики или правящей партии) к образованию будут относиться как к надоевшей жене: перед выборами поздравлять “с годовщиной свадьбы” и прочно забывать на всё оставшееся время. Если, конечно, образовательное сообщество не перейдет от униженных просьб и “челобитных” к решительной защите своих интересов всеми законными средствами, какие сформировались в рамках гражданского общества.
Опубликовано: Вести образования. – 2004. – 1-30 сентября. — № 17-18. – С.2.