Участники «круглого стола» в МГУ считают необходимым созыв Чрезвычайного съезда работников образования


Участники «круглого стола» в МГУ считают необходимым созыв Чрезвычайного съезда работников образования

20 ноября 2008 года в МГУ имени М.В. Ломоносова на факультете журналистики состоялась презентация сборника «Единый государственный экзамен. Белая книга», в рамках которой прошло заседание расширенного круглого стола «ЕГЭ и судьба российского образования». В мероприятии приняли участие и выступили декан факультета журналистики Ясен Засурский, член-корреспондент РАО Александр Абрамов, журналист Андрей Максимов, старший преподаватель факультета журналистики Ирина Петровицкая, а также преподаватели московских вузов, научные сотрудники академических институтов, директора школ и учителя.

Среди выступающих, помимо авторов «Белой книги», были Олег Смолин, Мариетта Чудакова, Яков Турбовской, Александр Абрамов.

Из заключительного слова О.Н. Смолина:

«Позволю себе одну литературную цитату из Фёдора Тютчева:

Напрасный труд!

Нет, их не вразумишь.

Чем либеральней, тем они пошлее.

Цивилизация для них – фетиш.

И не доступна им её идея.

Как перед ней не гнитесь, господа,

Вам не снискать признанья от Европы.

В её глазах вы будете всегда

Не слуги просвещенья, а холопы.

Это написал человек, который был настоящим русским европейцем, который прекрасно знал западную культуру и прекрасно понимал: для того, чтобы войти в мировую культуру, надо сохранять собственное лицо.

В Испании, в Северной Ирландии и Уэльсе ЕГЭ уже отменили. В Соединённых Штатах Америки существует мощнейшее родительское движение против натаскивания на тесты. Родители там требуют того же самого, что и у нас – школа должна заниматься не натаскиванием, а многосторонним развитием личности ребёнка. Это знали ещё греки и никаких великих открытий для того, чтобы это понимать, делать не надо.

Для российского Министерства образования и науки, как и для людей времён Тютчева «цивилизация для них – фетиш, но не доступна им её идея». Они не понимают, что в будущем обществе, «обществе знаний», нужны, прежде всего, творческие способности, в т.ч. и для развития любимой нашими властями конкурентоспособности. Хотя это, на мой взгляд, не самое главное для системы образования. А самое главное записано в Законе «Об образовании»: образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Здесь человек стоит на первом месте».

Участники дискуссии поддержали Резолюцию:

20 ноября с.г. на факультете журналистики МГУ состоялась презентация Белой Книги «Единый государственный экзамен».

Многочисленные свидетельства, собранные в этой книге, вызывают большую тревогу. Вступление в силу закона о ЕГЭ с 1 января 2009 года грозит самыми тяжкими последствиями. Российская школа перестаёт быть главным народообразующим институтом, превращаясь в инструмент натаскивания на крайне сомнительные задания по плохо продуманным правилам.

Система ЕГЭ ориентирована не на поиск и развитие талантливых людей, а на нивелирование личности, воспитание малограмотных равнодушных потребителей. Эта система совершенно неприменима к такой сфере, как гуманитарная культура. С отменой обязательного экзамена по литературе и переходом на ЕГЭ по русскому языку российская словесность утрачивает свою историческую миссию объединения нас в единый просвещённый народ.

Министерство образования и науки, годами декларирующее приверженность к инновациям, в действительности занято бурной имитацией деятельности. Концепция школы отсутствует. Закон о переходе к одиннадцатилетнему обязательному среднему образованию не подкреплён решительно никакими делами. 16 лет келейно продолжается работа над «Стандартами» школьного образования, а конца не видно. При отсутствии серьёзной политики, ориентированной на подлинное развитие школы, ускоряются не инновации, а процессы деградации российской системы образования.

Нужны решительные неотложные меры. В первую очередь должна быть ликвидирована монополия на принятие решений Минобрнауки, полностью игнорирующего общественное мнение, мнение профессиональных сообществ.

  1. Мы обращаемся к ректору Московского государственного университета В.А. Садовничему с предложением провести специальное заседание Учёного совета МГУ, посвящённое обсуждению современных проблем средней школы.
  2. Мы убеждены, что проблема школы является не узковедомственной, а крупной общенациональной проблемой. Простых решений сегодня нет. Поэтому мы предлагаем следующие 5 пунктов:
  • вводится мораторий на вступление в силу Закона о ЕГЭ;
  • Министерство образования и науки публикует полные отчёты о своей работе в 2004-2008 гг.;
  • организуется широкая общенациональная дискуссия по проблемам образования;
  • по результатам дискуссии авторитетная независимая комиссия с высоким государственным и общественным статусом разрабатывает новую концепцию образовательной политики и программу развития национальной системы образования;
  • новый курс в образовании утверждается Чрезвычайным съездом работников образования (последний такой съезд проводился 20 лет назад).

temp_anons:


Участники «круглого стола» в МГУ считают необходимым созыв Чрезвычайного съезда работников образования

20 ноября 2008 года в МГУ имени М.В. Ломоносова на факультете журналистики состоялась презентация сборника «Единый государственный экзамен. Белая книга», в рамках которой прошло заседание расширенного круглого стола «ЕГЭ и судьба российского образования». В мероприятии приняли участие и выступили декан факультета журналистики Ясен Засурский, член-корреспондент РАО Ал