9 декабря по приглашению администрации городского округа Протвино Олег Смолин принял участие в научно-практической конференции «Проблемы реформирования системы образования в современной России». В работе конференции приняли участие директора школ, учителя городов Протвино, Серпухова, Серпуховского района Московской области, города Кременки Калужской области.
В своём выступлении Олег Смолин (а его доклад был основным) сделал акцент на том, что педагогическая интеллигенция выполняет в современном обществе главную работу, а так как главным для экономики (по данным ведущих экономистов мира) является человек, то работа эта заключается в формировании человека, человеческого потенциала России.
Понятие «человеческое развитие» и, соответственно, индекс развития человеческого потенциала как метод его измерения были введены Программой развития Организации Объединённых Наций (сокращённо – ПРООН) в 1990 г. в Докладе о развитии человека.
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) отражает достижения каждой страны в обеспечении трёх важнейших аспектов человеческого благополучия:
- долголетия, измеряемого как ожидаемая продолжительность жизни;
- образования, определяемого как комбинация индекса грамотности взрослого населения и степени охвата населения обучением в начальных, средних и высших учебных заведениях;
- уровня жизни, определяемого величиной реального ВВП на душу населения, т.е. величиной, переведённой в доллары с помощью паритета покупательской способности.
Международные измерения человеческого потенциала в советский период неизвестны, но есть основания полагать, что если бы они проводились, страна оказалась бы в лидирующей группе – скорее всего, вошла бы в десятку лучших. Косвенным подтверждением служит тот факт, что в кризисных 1991-1992 гг. Россия заняла по индексу человеческого развития 34-е место в мире – так велик был запас прочности, а уже в 1995 г. опустилась на 72-е место в мире. При этом в 1999 г. (в следующем после второго издания кризиса в 1998 г.) страна по ИРЧП занимала 55-е место. Далее экономика начинает расти, а ИРЧП снижаться. По предпоследнему докладу мы 65-е, впереди, на 64-м месте — Ливийская Арабская Джамахирия, по последнему докладу мы 67-е, а Ливийская Арабская Джамахирия – 56-я.
Далее Олег Смолин рассказал, насколько современная отечественная образовательная политика отвечает задачам развития человеческого потенциала страны и остановился на некоторых её основных параметрах.
Бюджетная политика. Трёхлетний бюджет (на 2008-2010 гг.) предполагает увеличение расходов на образование чуть более чем на 20%. Для сравнения: на силовые структуры, не считая армии, для которой предусмотрено повышение на 38%, предполагается увеличить расходы на 45%. В Программе-2020 зафиксировано, что за 12 лет расходы по разделу «Образование» должны быть увеличены с 3,9% до 4,5% от ВВП. Между прочим, в докладе Общественной палаты утверждается, что современные расходы на образование в России составляют не 3,9%, но 3,5%; а поднимать их нужно, как минимум, вдвое – до 7% и не к 2020 г., но в ближайшее время.
Зарплата педагогов. Приведу статистику её т.н. роста в сравнении с ростом цен на товары первой необходимости по оценкам независимых экспертов.
2006 г.: зарплата выросла на 26% в результате двух повышений; цены – не менее чем на 25% (по данным Института экономики РАН).
2007 г.: зарплата увеличилась на 15%; цены – примерно на 25%.
Начало 2008 г.: зарплата повысилась на 14% (по отношению к окладу, а не всей сумме); цена минимального продуктового набора за пять месяцев – на 20%.
Программа–2020 содержит важное предложение – поднять зарплату в образовании до её уровня в коммерческом секторе. Однако, если посмотреть, как эту задачу предполагается реализовать во времени, картина получается следующей: до 2012 г. будут введены лишь стимулирующие надбавки к заработной плате, и только в 2018-2020 гг. правительство намерено достичь такого уровня зарплаты, который должен привлечь молодых специалистов в вузы и обеспечить возрастной состав профессоров на уровне стран Евросоюза. При этом средний возраст российского доктора наук – 59 лет, кандидата наук – 52 года.
Стипендии. 20 лет назад студенческая стипендия в обычном вузе составляла 80% от прожиточного минимума, а в техническом вузе, особенно по оборонным специальностям, его значительно превышала. Год назад расчётная стипендия в вузе составляла 22% от прожиточного минимума, а к началу 2009 г., несмотря на повышение с 900 до 1100 рублей, составит, примерно, 20%. Очевидно: социальную стипендию необходимо поднимать до прожиточного минимума, а академическую (будем реалистами) – хотя бы до половины прожиточного минимума.
Судьба российской государственной образовательной политики. Государственной Думой принят Федеральный закон «Об автономных учреждениях». Профсоюзы активно выступали против этого закона до тех пор, пока не подверглись жёсткому давлению со стороны «Единой России». Закон, даже по оценкам думского комитета по собственности, приведёт к тому, что бюджетное образование будет вытесняться внебюджетным. Тем более в условиях, когда сокращается набор, когда отменены отсрочки от военной службы для обучающихся в ссузах, ПТУ и т.д.
Некоторые результаты такой образовательной политики налицо. Согласно признанию Мирового Банка, Россия по уровню естественнонаучного образования в школе ещё в середине 1990-х гг. значительно превосходила большинство стран Организации экономического сотрудничества и развития. Однако сравнительно недавний опрос социологов показал, что элементарные естественнонаучные знания российских граждан оказались даже несколько ниже, чем в Евросоюзе. Так, 28% опрошенных согласились с утверждением, что Солнце – это спутник Земли. 33% опрошенных согласились с другим утверждением: если радиоактивное молоко прокипятить, то радиоактивность исчезает.
В современной России есть все экономические возможности для инвестирования в человеческий потенциал вообще и в образование как его ключевую составляющую – в особенности. Для того, чтобы совершить научно-образовательный прорыв и занять достойное место среди великих технологических держав, у страны осталось 20-25 лет. В противном случае сбудется прогноз ЦРУ, и к 2050 г. вместо 141 млн. человек в стране останется менее 110 млн. Последствия такого сценария развития для громадной и обезлюдевающей территории предсказать несложно. Выбор за политическими элитами. Однако от образовательного и научного сообщества во многом будет зависеть, каков будет этот выбор.