С моей точки зрения проблема публичного насилия в школе — это не столько вопрос охраны, сколько патология общественных отношений. Школа — это зеркало общества.
Давайте посмотрим, где больше всего насилия в школе: это США и, увы, Россия. Мы Америку не догнали, но у нас подобного довольно много. А вот в Канаде и в государствах Европы публичного насилия почти нет. Возникает вопрос — почему? Нам обычно отвечают, что это связано с подражанием людям, которые подобные вещи рекламируют в Интернете, «Колумбайн», условно говоря. Спрашивается, почему американцы и наши подражают, а канадцы и европейцы — не особенно.
Я считаю, что социологи должны очень серьезно изучить эту тему. У меня есть две версии.
Первая — наличие больших проблем с психическим здоровьем школьников. По данным Российской академии образования уже к первому классу почти половина (48%) детей находится в пограничном состоянии между нормой и отклонением от нормы по психике. 48%, если быть более точным.
По данным Зураба Кекелидзе, 30% детей страдают дезадаптацией в социуме, из них примерно 60% — это дети с существенными психическими отклонениями. Мы понимаем, что если даже в каждую школу поместить психолога или психологов, то этого на всех не хватит. Это первая причина.
Вторая причина, которая, возможно, отчасти является следствием первой причины, это очень жесткая социальная информационная среда и в США, и в России. У нас среди детей распространена погоня за успехом: успех любой ценой. Оценка не та — бьет по идеологии успеха. Хотя целью человеческой жизни является, как известно, все-таки счастье, а не успех. Поэтому, мне кажется, что простых мер здесь нет.
Добавим к этому еще третью причину — чрезвычайную бюрократизацию образования, когда у учителей и воспитателей руки до детей не доходят. Как правило, они работают на 1,5-2 ставки. Неизбежное эмоциональное выгорание. И при этом, соответственно, еще являются рекордсменами по количеству времени, которое тратится на бюрократические процедуры: бумаги, отчеты, совещания и т. д. Я сам слышал неоднократно от директоров школ: «Я люблю работать с детьми, но совершенно некогда». Поэтому в первую очередь нужна дебюрократизация школы.
Также нам нужно заниматься уменьшением агрессивности и на телевидении. Наше телевидение считается одним из самых агрессивных в мире. Я думаю, что надо бы остановиться в прославлении конкуренции: конкуренция любой ценой. Короче, я не вижу простых способов решения проблемы, это должен быть именно комплекс мер.
Ну и на данный момент необходимо усилить охрану, хотя проблему насилия в российских школах этим, конечно, не решить. Но в данных условиях – лишним не будет.
Мы неоднократно предлагали поправки о выделении средств из федерального бюджета на появление в школах «тревожных кнопок» и на другие охранные мероприятия. Но они не прошли. Хочу обратить ваше внимание на то, что публичные акты насилия в российских школах, как правило, совершаются либо учениками, либо выпускниками этих же школ. От таких актов охрана не всегда способна защитить.
Выражаем искренние соболезнования родным и близким жертв стрельбы в гимназии №175 в Казани. Желаем скорейшего выздоровления всем пострадавшим.