. Омск. Омский государственный педагогический университет
Участники общественных слушаний, состоявшихся в Омском государственном педагогическом университете, представители педагогических, родительских, женских и других общественных организаций, депутаты Государственной Думы ФС РФ, Профсоюза работников народного образования и науки, ректоры государственных и негосударственных вузов, профессиональных учебных заведений, учреждений дошкольного и дополнительного образования, Рекомендуют:
1. Президенту Российской Федерации:
- Наложить мораторий на любые решения и действия правительства РФ, федеральных министерств и ведомств, способные привести к ограничению конституционного права граждан на образование или росту неравенства возможностей в этой области.
- Внести в Государственную Думу РФ проект федерального закона об обязательном полном среднем образовании.
- Поручить правительству РФ разработать нормативные правовые акты и обеспечить бюджетное финансирование мероприятий, направленных на первичную профилактику антисоциальных проявлений среди детей и молодёжи (алкоголизм, наркомания, токсикомания, игромания).
2. Правительству Российской Федерации:
Отказаться от принятия или отменить концептуальные документы и законопроекты, предусматривающие:
- введение платы за обучение в школе под предлогом сокращения учебной нагрузки для учеников и учителей;
- исключение из школьного стандарта минимального содержания образования;
- переход к 12-летнему школьному образованию (в том числе путём создания «предшкольной» ступени);
- введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) в качестве единственной формы выпускных экзаменов в школе и вступительных – в вузах;
- передачу на бюджеты регионов оставшихся в федеральном ведении профессиональных учебных заведений: ПТУ, ссузов, а в будущем и вузов;
- «реструктуризацию» (сокращение или закрытие) сельских школ.
3. Федеральному Собранию Российской Федерации:
3.1. Инициировать или поддержать законопроекты, направленные на:
- расширение возможностей получения бесплатного (за счет бюджетов) образования, в том числе в будущем — переход от общедоступности и бесплатности ко всеобщности и обязательности полного среднего или начального профессионального образования для всех желающих его получить;
- обеспечение школ учебниками и методической литературой за счёт федерального и региональных бюджетов по принципу 50/50;
- обеспечение каждому ребёнку реальной возможности осуществить его конституционные права на дошкольное образование – вместо предложенного предшкольного образования, которое фактически лишит ребёнка детства и нанесёт урон развитию личности;
- введение за счёт федерального и региональных бюджетов образовательных технологий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья обучающихся: увеличение числа уроков физкультуры, ритмики, танцев, искусства, бесплатные спортивные секции, здоровьесберегающая организация учебных занятий педагогов-новаторов.
- обеспечение горячим питанием за счёт федерального и региональных бюджетов всех детей в начальной школе, а малообеспеченных детей в основной и старшей школе, в ПТУ и ссузах;
- добровольность ЕГЭ как формы итоговой аттестации для выпускников школ и как инструмента конкурсного отбора для вузов;
- увеличение ставок и окладов педагогическим работникам – до средней зарплаты в промышленности.
- создание дополнительных гарантий реализации прав на образование для детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидов, граждан с низкими доходами.
3.2. Разработать законопроекты, направленные на искоренение коррупции в образовании путём:
- создания механизма участия родителей в управлении образовательными учреждениями и образовательным процессом;
- обязательного публичного информирования родителей о количестве собранных внебюджетных средств и направлениях их использования;
- регулярного отчёта руководителей образовательных учреждений для детей перед трудовыми коллективами и собраниями родителей, в том числе об использовании внебюджетных средств;
- регулярные анонимные социологические опросы работников, студентов, старшеклассников и их родителей по проблемам совершенствования учебных заведений, включая вопросы коррупции.
4. Родительским общественным движениям, союзам, советам и комитетам:
С целью реализации прав на участие в управлении образовательными учреждениями и образовательным процессом и искоренения нарушений конституционных прав детей:
- включаться в общественное движение «Образование – для всех», создавая отделения в регионах, городах, посёлках, учебных заведениях;
- добиваться исполнения п. 7 ст. 15 Закона РФ «Об образовании», который устанавливает, что родителям должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса;
- создать при федеральных и региональных органах законодательной власти родительские экспертные советы по законодательству в образовании;
- добиваться включения представителей экспертных советов родителей в окружные, городские и федеральные экспертные советы по содержанию образования и учебной литературе.
5. Средствам массовой информации:
Организовать серию передач, круглых столов, публикаций на тему «Образование глазами родителей».
Участники общественных слушаний рекомендуют провести учредительную конференцию регионального отделения общероссийского общественного движения «Образование – для всех», которое выражало бы интересы широких кругов образовательного сообщества.