Президенту Российской Федерации В.В. Путину
Председателю правительства Российской Федерации М.М. Фрадкову
Первому заместителю председателя Совета при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов, Первому заместителю председателя правительства РФ Д.А. Медведеву
Председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ С.М. Миронову
Председателю Государственной Думы Федерального Собрания РФ Б.В. Грызлову
Секретарю Общественной палаты РФ Е.П. Велихову
Мы, представители общественных организаций инвалидов и родителей детей-инвалидов, учёные, специалисты и педагоги, работающие в области коррекционного образования, обращаемся к Вам в связи с глубокой обеспокоенностью, вызванной нарастающей в нашей стране дискриминацией в области образования детей и молодёжи с ограниченными возможностями здоровья.
Россия – одна из немногих развитых стран, в которой отсутствует антидискриминационный закон, обеспечивающий право граждан с ограниченными возможностями здоровья на специальное образование. В США такой закон принят в 1975 году, в Швеции – в 1980, в Нидерландах – в 1985, а в Великобритании были приняты Акты об образовании 1985 – 1991 г.г. В нашей стране подобный законопроект «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» существует уже более 10 лет. Мы знаем, что ещё в январе 2001 года президент России В.В. Путин дал поручение своей администрации согласовать с разработчиками текст этого законопроекта. Однако это поручение президента выполнено не было, вследствие чего закон, ограждающий людей с ограниченными возможностями здоровья от дискриминации в области образования, в России так и не принят.
В ходе последних реорганизаций Министерства образования Российской Федерации было ликвидировано подразделение (сначала управление, а затем – отдел), ведающее специальным школьным и профессиональным коррекционным образованием. По примеру Федерального министерства органы образования субъектов Российской Федерации стали ликвидировать и «сокращать» свои управления и отделы специального (коррекционного) образования. Таким образом, в нашем государстве отсутствует управленческая структура, заинтересованная в развитии образования для людей с ограниченными возможностями здоровья и, соответственно, обеспечивающая качество образования для этой категории граждан.
Специальное (коррекционное) образование осталось за рамками «Приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации» и Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 г. г., вследствие этого в настоящее время:
- не определены роль и место коррекционного образования в ходе реформ;
- не поставлены задачи разработки и внедрения инновационных технологий в этой сфере;
- не планируются и не соблюдаются установленные законодательством меры по созданию доступной среды для инвалидов в образовательных учреждениях;
- не сформулированы основные направления профессионального образования и подготовки к труду молодых людей с ограниченными возможностями здоровья.
Коррекционное образование не вошло в Приоритетный национальный проект «Образование». В частности, в опубликованных условиях для участия в конкурсах национального проекта «Образование» по подпрограммам «Лучшие школы» и «Лучший учитель», прямо указывается, что для участия в конкурсе надо быть общеобразовательной школой и учителем общеобразовательной школы. Напротив, инновационные коррекционные школы, выпускники которых получают среднее и высшее профессиональное образование и уже успешно работают в народном хозяйстве страны, а также самые квалифицированные и передовые педагоги специального коррекционного образования не допускаются к конкурсам на звание «лучший» и не поддерживаются в рамках национального проекта.
Во многих регионах России под тем или иным предлогом закрываются школы и учреждения профессионального образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Учеников принудительно переводят в спешно создаваемые коррекционные классы общеобразовательных школ или на надомное обучение. Квалифицированные педагоги вынуждены менять профессию и искать другую работу. В основе этих процессов лежат две причины: желание использовать освободившиеся здания и земельные участки, а также желание сэкономить средства на обучении и воспитании лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Однако подобная сиюминутная «экономическая целесообразность» оборачивается большой бедой и большими расходами. Лишенные специальной коррекционной и педагогической помощи, многие дети со специальными потребностями (например, страдающие задержками психического развития или интеллектуальной недостаточностью) пополняют ряды несовершеннолетних правонарушителей и иные группы риска. Многие дети и молодые люди с ограниченными возможностями здоровья, которые имеют интеллектуальный потенциал для обучения, получения профессии и последующей трудовой деятельности, из-за отсутствия условий для получения полноценного образования и необходимой коррекционной поддержки обречены на малограмотность и, как следствие – на социальное иждивенчество и нищету.
В нашей стране трудами нескольких поколений учёных, педагогов и управленцев была создана прекрасная система специального (коррекционного) образования. В 80-х годах она охватывала примерно треть тех, кто в ней нуждался. Дети и молодые люди, получавшие специальную педагогическую помощь в этой системе, в итоге приобрели хорошее образование, многие из них достигли высоких социальных результатов.
Внедряя новое, необходимо сохранять все лучшие достижения прошлого. Россия имеет развитую дефектологическую науку и высокие, неоднократно подтверждённые достижения. Для отечественного образования чрезвычайно важно в ходе реформ не разрушить то, что мы имеем — отечественную школу коррекционной педагогики и специальной психологии, а также специальные коррекционные образовательные учреждения, являющиеся хранителями и проводниками её традиций и опыта. При этом, крайне важно, опираясь на имеющиеся достижения, развивать и совершенствовать новые модели и новые формы образования и интеграции в общество детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья – интегрированное, инклюзивное, дистанционное образование. Всё это требует серьезной научной проработки, грамотного нормативного и методического обеспечения.
К сожалению, негативные тенденции последних лет разрушительно сказываются на состоянии, как научной базы, так и всей системы специального коррекционного образования российских граждан с ограниченными возможностями здоровья.
Для ликвидации нарастающей дискриминации российских инвалидов в области образования необходима помощь и поддержка руководства страны.
Согласно Конституции Российской Федерации и международным документам, ратифицированным нашей страной, право на образование является важнейшим и неотъемлемым правом человека и гражданина России. Для детей и молодёжи с ограниченными возможностями здоровья это право имеет особое значение, как практически единственная возможность преодолеть социальный остракизм и нищету, включиться в общественную и экономическую жизнь.
В целях защиты прав, интересов и человеческого достоинства лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также в целях выполнения международных обязательств Российской Федерации по ликвидации и недопущению их дискриминации в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, представляется необходимым:
1. Воссоздать на федеральном уровне, в Министерстве образования и науки Российской Федерации подразделение, отвечающее за развитие специального (коррекционного) образования.
2. Включить учреждения, педагогов и учащихся специального коррекционного образования в соответствующие направления приоритетного национального проекта «Образование». Разработать соответствующие критерии для оценки деятельности и для поддержки передовых учреждений, лучших учителей и перспективных инновационных направлений специального образования.
3. Разработать комплекс мер по поддержке и развитию специального (коррекционного) образования, социальной и трудовой интеграции учащихся с ограниченными возможностями здоровья, внедрению инновационных подходов в образование детей и молодёжи с ограниченными возможностями здоровья.
4. Осуществить необходимые действия по доработке и принятию Федерального закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья».
Настоящее Обращение принято на заседании Центрального Совета движения и предложено участниками Общероссийского общественного движения «Образование — для всех» на конгрессе Российского Образовательного Сообщества 22 апреля 2006 г.