Резолюция Всероссийской педагогической конференции «Образовательная политика: требуется новый курс!»

. Москва. Конференц-зал гостиницы «Холидей Инн Лесная»

Мы, участники Всероссийской педагогической конференции, крайне обеспокоены ситуацией в российском образовании, итогами «реформирования» этой сферы и политикой федеральной власти, особенно в последние три года.

Несмотря на многочисленные обещания обеспечить равные стартовые возможности для получения образования, действительных шагов в этом направлении за период работы Правительства М. Фрадкова было сделано только три:

  • принят закон о бесплатном высшем образовании для контрактников;
  • увеличены надбавки докторам и кандидатам наук в вузах и научных организациях;
  • в рамках «нацпроекта» федеральный бюджет участвует в финансировании образования в регионах, в том числе введены надбавки за классное руководство для школьных учителей.

Вопреки рекламному шуму, система грантов существенно не улучшила положение в образовательной сфере, однако расширила возможности влияния чиновников и по существу представляет собой «мёд» для избранных. Если количество грантов сохранится на уровне 2005 г. и повторно выдавать их не будут, последний вуз имеет шанс получить грант через 50 лет, а последний в очереди учитель – через 150!

Вместе с тем, социальное напряжение в образовательном сообществе вызывает целый ряд управленческих решений, способных нанести прямой вред отечественному образованию. Вот лишь некоторые:

  • замедление роста расходов на образование из бюджета страны. Если в 2007 г. они выросли примерно на 32%, то за следующие три года в целом увеличатся лишь на 20%, причём в 2009 г. – только на 1%;
  • ускоренное введение так называемого подушевого финансирования, что приводит к ликвидации небольших школ. Только в 2003-2006 гг., по официальным данным, на селе закрыто почти 2 тыс. школ;
  • ликвидация налоговых льгот для образования. Во всём мире образование такими льготами пользуется, а в России они восходят ещё к временам Петра I. Отсутствие налоговых преференций неизбежно приводит к повышению платы за обучение в негосударственных учебных заведениях, а затем, по цепочке, — для «внебюджетников» в учреждениях государственных и муниципальных. Тем самым ограничивается доступ к образованию;
  • номинальный рост зарплаты педагогов в большинстве регионах России. Так, в 2006 г. эта зарплата выросла на 26%, тогда как цены на товары первой необходимости, по данным института экономики РАН, — не менее чем на 25%. За три последующих года зарплата будет проиндексирована примерно на 21% и увеличена отдельным категориям в связи с введением отраслевых систем оплаты труда примерно на 18%. К 2010 г. российские «бюджетники» по отношению к ценам на товары и услуги первой необходимости окажутся беднее, чем в 2007 г.;
  • принятие закона о едином государственном экзамене (ЕГЭ). Вместо того, чтобы воспитывать гражданина, развивать личность ребёнка и его творческие способности, школу вынуждают «натаскивать» его на решение тестов, часто несовершенных или просто бессмысленных;
  • профанация закона об обязательной одиннадцатилетней школе. Вместо того, чтобы каждому ребёнку создать условия для получения полного среднего образования. Закон, с одной стороны, механически обязывает родителей учить своих детей в старших классах, а с другой – выталкивает всех неуспевающих по отдельным предметам в вечернюю школу, т. е. мешает им получить полноценное образование;
  • сокращение образовательных отсрочек от призыва на военную службу, в частности для студентов ссузов и учащихся ПТУ после полной средней школы. Это ударит и по детям из семей с низкими и средними доходами, и по промышленности, нуждающейся в квалифицированных кадрах;
  • принудительная бакалавризация высшего образования. Принятый Госдумой законопроект приведёт к тому, что большинство студентов будут учиться меньше на один год и не дополучат специальные знания, необходимые для практической работы. Это ещё более понизит эффективность системы высшего профессионального образования;
  • сокращение бюджетного набора в вузы за последние три года примерно на 25%. Даже если сокращение на этом остановится, в 2010 г. страна будет иметь бюджетных студентов на 750 тыс. меньше, чем в 2005 г. В СССР на бюджетной основе учились 100% студентов, в современной Германии учатся более 90%, а в России – менее 40%;
  • крайне низкий уровень студенческих стипендий. Несмотря на повышение каждые два года примерно в полтора раза, в настоящее время расчётная стипендия составляет от прожиточного минимума: в вузе – 22,5%; в ссузе – 7,5%; в ПТУ – 7,5%. Двадцать лет назад они составляли, соответственно, в вузе – 80%; в ссузе – 56%; в ПТУ – 80% прожиточного минимума;
  • принятие закона об автономных учреждениях (АУ), который открывает дорогу постепенной приватизации образования и коррупции в бюджетной сфере.

Создание в 2004 году объединённого Министерства образования и науки значительно ухудшило положение и образования, и науки. Однако образование пострадало намного больше.

Сложившаяся тенденция проведения так называемых «реформ» в системе образования России без должной научной и теоретической проработки. Так, национальный проект «Образование» предполагает бессистемную раздачу незначительных финансовых ресурсов.

Всё это – доказательства глубокого кризиса в образовательной политике и отсутствие социально ориентированной стратегии развития образования.

Не удивительно и крайне тревожно, что показатели индекса развития человеческого потенциала России по сравнению с другими странами падают. В 1992 г. наша страна занимала по ИРЧП 32 место, в 1999 г. – 55, а, согласно последнему докладу, – 65 место в мире.

Таким образом, при сохранении проводимой властями политики не может быть и речи о переходе в нашей стране к принципам развития, базирующимся на «экономике знаний», проводимой социально направленной политики в области образования, ориентированной на решение стратегических проблем страны.

Проведённый в ходе конференции социальный опрос показал: только 18% участников оценили работу руководства Министерства образования и науки РФ удовлетворительно.


В сложившейся критической ситуации мы обращаемся к органам федеральной власти и образовательному сообществу со следующими предложениями:

К образовательному сообществу, ко всем педагогическим, родительским, студенческим, молодёжным, женским и другим общественным и некоммерческим организациям:

— потребовать от депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, независимо от их партийной и фракционной принадлежности, отчёта о работе в интересах образования и о результатах голосований по ключевым законопроектам в этой области;

— отказать в поддержке на предстоящих парламентских выборах всем парламентским партиям, не представившим отчёт;

— инициировать дискуссии в электронных и печатных средствах массовой информации по ключевым проблемам образования с участием представителей политических партий, с одной стороны, и образовательного сообщества – с другой.

— коллективам вузов, школ и других образовательных учреждений предложить своим выпускникам – депутатам Государственной Думы, членам Совета Федерации, работникам федеральных органов исполнительной власти, Генеральной Прокуратуры, Администрации Президента и др. — отчитаться на педагогическом (учёном) совете о работе в интересах отечественного образования.

К Президенту Российской Федерации:

— реформировать систему управления образованием на федеральном уровне. В частности, разделить существующее Министерство образования и науки на Министерство народного просвещения и Министерство науки и инноваций РФ;

— назначать руководителей федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами образования на конкурсной основе, проводя предварительные консультации с профильными Комитетами Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Российской Академией Наук и Российской Академией Образования, а также с ведущими общественными объединениями, представляющими образовательное сообщество (профсоюз работников образования и науки, Российский Союз ректоров, Союз директоров средних специальных учреждений, Союз директоров школ России и др.). Рекомендовать аналогичную систему руководителям российских регионов;

— разработать и утвердить законом национальную доктрину образования, ориентированную на решения стратегических проблем и рассчитанную на 10-15 лет, а также программу действий по её реализации.

К правительству Российской Федерации:

Внести изменения в федеральный бюджет на 2008-2010 гг., обеспечивающие:

— рост расходов по разделу «Образование» не менее чем в 2,5 раза в течение трёх лет. Это покроет минимальные потребности отрасли;

— увеличение заработной платы педагогических работников не менее чем в полтора раза ежегодно;

— введение здоровьесберегающих технологий на всех уровнях образования – от детского сада до вуза;

— восстановление индустрии образования и обеспечение образовательных учреждений всеми современными учебными и техническими вспомогательными средствами;

— бесплатное горячее питание, как минимум, для всех детей в начальной школе и для детей из семей с низкими и средними доходами в основной, полной средней школе, системе начального и среднего профессионального образования.

К депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации Федерального Собрания РФ:

Незамедлительно отменить Федеральные законы:

— № 122 от 22.08.2004 («о монетизации») – в части, касающейся образовательного законодательства, и тем самым восстановить упразднённые этим законом права образовательных учреждений в экономической и других областях, налоговые льготы, запрет на сокращение бюджетных учебных мест для студентов и т. п.;

— № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», предусматривающий постепенную фактическую приватизацию системы образования;

— № 17-ФЗ (о ЕГЭ).

Отказаться от принятия законопроектов:

— о двухуровневой системе высшего образования, который приведёт к понижению его качества и к сокращению сроков вузовского обучения на один год для большинства студентов;

— о новой структуре государственного образовательного стандарта, который угрожает разрушить единое образовательное пространство страны и резко понизить качество школьного образования.

Незамедлительно принять законы:

— об общественно-государственном характере управления образованием. — Призван остановить нарастающую бюрократизацию и обеспечить решающее влияние образовательного сообщества на принятие любых управленческих решений в образовательной сфере. В частности, закон должен предусматривать регулярную отчётность перед образовательным сообществом федеральных и региональных органов управления образованием и механизмы ответственности руководителей;

— о статусе педагогического работника. – В целях приравнивания педагогов по уровню оплаты труда, пенсионному обеспечению и другим социальным гарантиям к государственным служащим;

— о добровольности единого государственного экзамена и исключении из сферы его действия истории, литературы и обществознания;

— о дополнительном образовании. – Призван обеспечить равные условия для образовательных учреждений и педагогических дополнительного образования с учреждениями и педагогами, реализующими основные образовательные программы, а также для реализации принципа «Образование – через всю жизнь»;

— о статусе детских и юношеских общественных объединений. – Призван обеспечить государственную поддержку и свободу их деятельности;

— об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья. – В целях создания специальных образовательных условий для таких лиц и развития интегрированного обучения;

— о статусе приёмных семей и обеспечении социальных гарантий для приёмных родителей.

К политическим партиям:

— в канун парламентских выборов в развёрнутом виде выразить своё отношение к курсу образовательной политики, проводившемуся в стране в последние годы, и поддержать требования образовательного сообщества, выдвигаемые в данной резолюции;

— при наличии фракции в Парламенте предъявить обществу результаты голосований по ключевым законам и инициативам ведущих образовательных организаций;

— пресекать любые попытки принуждения педагогических работников к вступлению в политические партии или агитации за них, а также любые преследования работников образования по политическим мотивам;

— провести в прямом эфире государственных теле- и радиоканалов публичные дебаты по вопросам образовательной политики.

Выдвигая первоочередные предложения и требования, участники конференции поддерживают стратегическую линию, выраженную в документах общественного движения «Образование – для всех», включая Декларацию движения и документ «12 базовых элементов национального проекта «Образование – для всех».

Мы обращаемся к гражданскому обществу, к научным и образовательным общественным и некоммерческим организациям, ко всем, кого волнует будущее страны, со следующими предложением: не позднее мая 2008 г. созвать чрезвычайный съезд российского образовательного сообщества и определить на нём стратегические пути научно-образовательного прорыва, способного обеспечить переход нашей страны к обществу знаний и её достойное место в мире.