День защиты детей – это не столько праздник, сколько повод задуматься о нерешенных проблемах в сфере воспитания и образования. Такой точки зрения придерживается первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин.
– Те, кто читал повесть братьев Стругацких «Далёкая радуга», помнят её сюжет. На далёкой планете учёные проводят эксперимент и вызывают глобальную технологическую катастрофу. Планета обречена. Совет планеты обсуждает, что спасать или кого спасать на единственном звездолёте. Кто-то предлагает спасать уникальные научные достижения и приборы, кто-то – уникальные, написанные художниками, картины, а большинство членов совета склоняются к версии поместить на звездолёт только детей, поскольку дети – это будущее. На этом решении останавливаются. Взрослые остаются на планете погибать. К счастью, мы пока не «далёкая радуга», и очень хочется верить, что мы избежим и глобальной катастрофы, предсказанной Римским клубом в третьей четверти XXI века.
Не знаю, какие решения были бы приняты, случись с нами подобная беда. Может быть, спасать бы стали вовсе не детей, а если и детей, то только вместе с родителями-олигархами. Напоминаю, что, по оценкам международных экспертов, один процент населения планеты владеет примерно половиной национального богатства. В России – 71% национального богатства.
День защиты детей был предложен не как праздник (хотя праздновать и смотреть на танцующих и поющих детей в этот день приятно), но как именно день защиты.
Детей приходится защищать, увы, от взрослых. И от многих составляющих политики по отношению к детям.
Я признаю, что в последнее время власть отчасти к детям повернулась. Во многом по инициативе президента России приняты законы о пособиях для детей из малообеспеченных семей от 1,5 до 3 лет, от 3 до 7 лет, теперь ожидается для одиноких и малообеспеченных родителей, для детей от 7 до 17 лет. Соответственно выплачиваются небольшие разовые пособия для ребят, но тем не менее проблем остаётся очень и очень много. Назову только некоторые.
Первое. Самые бедные в России по-прежнему даже не пенсионеры, а семьи с детьми.
Появление третьего ребёнка в обычной семье, не говоря уже о четвёртом, почти наверняка переводит её в разряд бедных, причём имеется в виду российская бедность, а не настоящая.
На всякий случай напомню, что такое настоящая бедность. По оценкам Федерации независимых профсоюзов России, так называемый минимальный потребительский бюджет, то есть доход, позволяющий нормально жить, составляет 41 800 рублей на человека. Как мы помним, минимальная зарплата в России – 12,5 тысяч рублей (я округляю). Предложение председателя Счетной палаты Алексея Кудрина, высказанное в последнее время, решить вопрос бедности за счёт адресности, мягко говоря, не выдерживает критики, поскольку предлагается перераспределить деньги не от богатых к бедным, а от бедных к нищим. Я имею в виду предложение, связанное с тем, что если в семье, например, есть не только квартира, но и дом, или в многодетной семье оказалась вторая машина, не важно, какого года выпуска, или есть дачный участок и какие-то другие дополнительные доходы, то следует исключать эти семьи из числа бедных. Повторяю, российская официальная бедность – на самом деле это нищета. Обычных бедных гораздо больше. По оценкам социологов, в России по меньшей мере 40% людей, которых можно отнести к такой категории.
Вторая позиция. Президент РФ в 2020 году дал поручение создать в дошкольных учреждениях 255 тысяч новых мест для ребят. Цифра возникла не случайно. Такова примерно была очередь на момент, когда Владимир Путин выступал с посланием Федеральному собранию в 2020 году. Однако по факту расходы федерального бюджета на создание мест в дошкольных учреждениях в бюджете 2021–2022 годов сокращены по сравнению с планом.
Третье. Качество образования. Если верить социологам, в России на образование детей в двух верхних социальных группах или, как говорят социологи, стратах, затрачивается раз в пять больше денег, чем в двух нижних стратах по уровню доходов. Это означает, что у нас абсолютно неравные условия для получения образования. Напоминаю: по официальным данным, 70%, а в столицах до 100% всех детей пользуются репетиторами при подготовке к ЕГЭ.
Понятно, что дети из семей с низкими доходами позволить себе этого не могут, и, значит, они не могут попасть на бюджетные места в сильные вузы, если только они не обладают особыми способностями.
Четвертая позиция – региональное неравенство. Недавно на коллегии Министерства просвещения были озвучены данные, согласно которым разница в оплате учителей по регионам достигла семи раз. Примерно на таком же уровне находится различие в уровне финансирования школ. Понятно, что говорить о едином образовательном пространстве в такой ситуации достаточно сложно. Необходимо, чтобы федеральный бюджет помогал регионам с низкими доходами, иначе право на образование ребёнка зависит от того, в каком регионе он родился, каковы приоритеты у губернатора и т.д. Это ненормально, потому что доступность качественного образования не должна зависеть от везения и судьбы.
Пятая позиция. Школьное питание. Давайте начнём вот с чего. Государственная дума вправе записать себе в актив принятый закон о бесплатных школьных завтраках для учеников начальной школы. Это одно из немногих достижений Государственной думы последнего созыва. Закон был внесён лидерами всех фракций. Плюс председателем Госдумы Вячеславом Володиным и председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко. Но при этом недавно проверка прокуратуры выявила массовое нарушение качества питания и других сторон, связанных с этим законом. Не случайно президент РФ высказался за то, чтобы родительские комитеты принимали участие в контроле качества школьного питания. Это совершенно справедливо.
И, наконец, шестая позиция – здоровье школьников.
Если Минздрав несколько лет назад в ответ на мой вопрос о здоровье школьников заявлял, что 85% всех детей у нас практически здоровы, то, по данным Роспотребнадзора, здоровые дети составляют только 10–12% от общего числа, и, похоже, Роспотребнадзор гораздо ближе к истине, чем Минздрав.
Понятно, что без серьёзных комплексных изменений (это отдельная большая тема) мы не можем улучшить состояние здоровья детей. А этот фактор оказывает влияние на все, и на качество образования в том числе. Нам надо стремиться уменьшить необоснованные нагрузки детей. Нам надо стремиться ограничить в том числе так называемую дистанционку, поскольку 84% детей в ходе специального опроса заявили, что они испытывали те или иные психические проблемы во время обучения на дому с применением компьютерных технологий. Нам надо стремиться по возможности каждую школу превратить в школу здоровья.
Поэтому, радуясь тому, как дети поют, читают стихи, пляшут 1 июня, нельзя забывать, что это день именно защиты детей.
И последнее. Дети поколения моего сына (1980-х годов рождения) воспитывались на знаменитой сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Сказка «Маленький принц», разумеется, это про наших детей, которые нуждаются в понимании со стороны взрослых, поддержке со стороны взрослых, в том, чтобы взрослые им помогали преодолеть чувство одиночества.
Поэтому мы в ответе перед нашими Маленькими принцами, которых мы приручили.