Больше половины школ, чьи выпускники наиболее успешно поступают в лучшие вузы России, расположены в регионах. Этот вывод следует из рейтинга школ за 2021 год, составленного агентством RAEX.
При этом более трети самых конкурентоспособных школ расположены в Москве.
Итоги рейтинга комментирует Олег Смолин.
– Герой одной сказки предложил своему сопернику соревнование, в котором один будет идти пешком, а другой ехать верхом.
Примерно так выглядят рейтинги российских школ и вузов. Для того чтобы соревнование было честным, требуются более или менее равные стартовые условия. В данном случае такие условия заведомо отсутствуют.
В рейтингах школ, чьи выпускники поступают в престижные вузы страны, учитываются результаты олимпиад и некоторые другие формы довузовской подготовки, и, на мой взгляд, это лучше однобоких рейтингов по результатам ЕГЭ.
Я рад тому, что список лучших региональных школ в этом топе расширяется, но даже эта медаль имеет обратную сторону.
Недавно я разговаривал с руководителем кадровой службы крупного омского филиала одного из московских машиностроительных предприятий.
Размышления этого человека крайне тревожные: он говорит, что, когда с предприятия уйдут конструкторы «старой школы», работать в их конструкторском бюро будет некому, поскольку уровень подготовки молодых специалистов значительно ниже.
Это притом, что в Омске существует весьма неплохой базовый технический университет – ОМГТУ.
Есть еще одна причина нехватки квалифицированных кадров в регионах: у ребят из провинции есть возможность поступать в столичные вузы по результатам ЕГЭ, и это хорошо, но по окончании учебы дипломированные специалисты на свою малую родину почти никогда не возвращаются.
Это приводит к оскудению интеллектуального потенциала в регионах. При всем уважении к столице Москва – это не вся Россия и, как ни странно, жизнь должна быть и за МКАДом тоже.
Теперь по поводу конного и пешего. Согласно рейтингу RAEX, 35 из 100 лучших школ находятся в Москве, и это вполне естественно. Во-первых, в эти школы, как правило, отбирают детей если не с начальной и основной, то после 9-го класса. Во-вторых, московское образование финансируется лучше, чем в подавляющем большинстве субъектов РФ. По объемам финансирования Москву можно сравнить только с некоторыми нашими северными эмиратами: Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами. В-третьих, московский учитель получает заработную плату, которая не снилась учителям из других регионов (за исключением опять же северных эмиратов). Напоминаю: в 53 субъектах РФ, по данным Общероссийского народного фронта, каждый третий учитель получает менее 15 тысяч рублей.
В целом разница в оплате учительского труда, по данным Минпросвещения, составляет 7 раз. Совершенно очевидно, что условия неравны.
Москва может себе позволить отбирать в педвузы лучших выпускников школ, а затем – лучших выпускников педвузов для работы в школах. Здесь действует двойная положительная селекция, а не двойная отрицательная, как в других регионах, где в педагогические вузы идут либо энтузиасты, либо те, кто не смог поступить в другие. Соответственно после окончания таких вузов идут работать по специальности либо энтузиасты (спасибо им еще раз), либо те, кто не способен трудоустроиться в другом месте.
Поэтому, когда мы смотрим на все эти рейтинги, надо понимать, что это осколок зеркала нашего образования.
Можно ли сложить все осколки, не знаю. В идеале рейтинг школ должен выглядеть следующим образом:
Более или менее равные стартовые условия по финансированию, по доступности качественного образования для всех детей, по оплате педагогического труда и т.д.
Следует сравнивать не школы, отбирающие лучших детей, а то, с какого уровня дети начинали учиться и какого уровня они достигли за годы обучения.
Согласно Закону «Об образовании в РФ», образование есть процесс воспитания и обучения. Хорошо бы понимать не только уровень обученности детей, но также их представления о ценностях. Недавно научный руководитель Института институциональных исследований НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов заявил, что около половины выпускников ведущих вузов стремятся уехать из своей страны за рубеж. Насколько можно считать эффективным образование, которое дает такой результат – большой вопрос.