Сегодня в Государственной Думе Комитет по образованию провёл парламентские слушания на тему «Обеспечение конституционных гарантий получения общего образования в сельской местности». В работе слушаний принял участие заместитель председателя Комитета Олег Смолин.
Олег Николаевич начал выступление с пожелания, чтобы результаты работы слушаний почувствовала на себе сельская школа.
Депутат напомнил, что три года назад в стенах Госдумы уже проходили парламентские слушания по проблемам сельской школы, тогда их участники констатировали: сельская школа умирает. Теперь приходится делать ещё более пессимистический вывод: умирание имеет прогрессирующий характер.
12 ноября 2008 года Министерство образования и науки РФ предоставило Смолину, в ответ на его депутатский запрос, информацию о количестве закрытых сельских школ. По сведениям Министерства образования и науки, в России в 2006-2007 учебном году численность сельских дневных учреждений составляла 38588 единиц, а в 2007-2008 учебном году – 35988. Таким образом, только за один учебный год было закрыто 2600 сельских школ.
Это умирание, по мнению Олега Николаевича, объясняется:
1. резким сокращением поддержки села: 20 лет назад на село выделялось 20% от бюджета страны, сейчас около 1%;
2. реализацией программы реструктуризации сельских школ, предполагающей увеличение количества школьных автобусов и интернатов. Чаще всего за этим стоит желание сэкономить бюджетные средства;
3. введением подушевого финансирования. Именно оно приводит к скорейшему сокращению сельских школ, так как в регионах на ученика выделяются разные суммы: в Московской области — 53 тыс. рублей, в Карелии – 35 тыс. рублей, в Новосибирске – 25 тыс. рублей, в Омске — 11 тыс. рублей, в Амурской области – 9 тыс. рублей;
4. отсутствием в 2009 году федеральной поддержки на отраслевую систему оплату труда;
5. внесением законопроекта, предполагающего ликвидацию льгот для сельского учителя.
Для сохранения сельской школы Олег Смолин считает необходимым, и это было сформулировано в виде предложений в рекомендации парламентских слушаний:
1. Вернуться к вопросу о выделении из федерального бюджета денег на повышение заработной платы на 30% всем работникам образования в регионах.
2. Требовать от депутатов ГД отклонить законопроект о ликвидации льгот для сельских учителей.
3. Вернуть в законодательство положение, содержащее запрет на закрытие сельской школы без согласия схода жителей.
4. Поддержать и продвигать опыт макаренковского движения по организации социокультурных и производственных центров на базе сельских школ.
5. Запустить национальную программу «Интернет для каждого сельского школьника», используя опыт Южной Кореи, обеспечить каждого сельского школьника отдельным ноутбуком, чтобы школа превратилась в виртуальные классы.
Олег Николаевич убеждён: сельскую школу нужно не ликвидировать, а восстанавливать и преобразовывать. Она должна жить и делать детей счастливыми.