7 апреля перед депутатами Госдумы выступил председатель правительства РФ Михаил Мишустин. Он отчитался о достижениях экономики за прошлый год и рассказал о первоочередных задачах на ближайшую перспективу в условиях жесткого санкционного режима.
Свою точку зрения на выступление премьер-министра излагает в своей очередной колонке первый зампред комитета Госдумы по науке и высшему образованию Олег Смолин.
– Доклад Михаила Мишустина я бы чётко разделил на две части. Часть первая – отчёт о работе правительства. Часть вторая – антисанкционные меры.
В первой части председатель правительства отметил, что за прошедший год в результате специальной единовременной выплаты в размере 10 тысяч рублей помогли собраться в школу 21 миллиону детей от 6 до 18 лет. Напомню, это было одно из поручений президента по реализации его послания Федеральному собранию.
Кроме того, в числе достижений премьер-министр справедливо назвал горячие бесплатные завтраки, которые получили 7,5 миллиона учащихся 1–4-х классов.
Также он сообщил о том, что в 2021 году были сданы в эксплуатацию 324 детских сада и около 100 школ.
Действительно, в последнем поручении президента содержалось требование построить 1300 школ к 2025 году. Но я хотел бы напомнить, что в 2014 году президент выступал с инициативой, а в 2015 правительство принимало специальное распоряжение, согласно которому к 2020 году должны были перейти на односменный режим обучения учащиеся 1–4-х и 10–11-х классов, а к 2025 году – учащиеся 5–9-х классов.
Это поручение было полностью провалено, правда, ещё до правительства Мишустина. И, соответственно, по оценкам Вячеслава Никонова, председателя комитета по образованию в прошлой Думе, его реализация могла растянуться до конца XXI века. Теперь поручение пересмотрено, и речь идёт только о ликвидации третьей смены и о строительстве новых школ в тех случаях, если действующие явно перегружены учениками. Возможно, это поручение будет исполнено, но это совсем не то же самое, что планировалось в 2014–2015 годах.
Председатель правительства также отметил победы российских школьников на международных олимпиадах, участвуя в которых, они завоевали 38 медалей.
И это чистая правда. Мы, естественно, гордимся нашими ребятами, но умные дети и учителя в нашей стране были всегда, однако скорость движения любой эскадры определяется скоростью самого тихоходного судна. И если прежде мы говорили, что страной контрастов являются США (так любили говорить в советский период), то сегодня такой характеристики вполне может быть удостоена Россия. Достаточно напомнить, например, что разница в оплате учительского труда по данным, которые были озвучены на коллегии Министерства просвещения, составляет семь раз. Понятно, что на качестве образования это не может не сказаться. Поэтому наряду с блестящими победами на международных олимпиадах мы имеем ситуацию, когда технические вузы (а инженеры нам нужны позарез) не могут набрать достаточное количество ребят на бюджетные места из-за низких результатов ЕГЭ по физике и математике. Причём это как раз те дисциплины, где задания ЕГЭ более или менее приближены к контрольной работе, то есть отражают реальное качество знаний.
Во время обсуждения представители фракций по-разному высказывались по поводу науки и образования. Председатель КПРФ Геннадий Зюганов как обычно требовал значительного увеличения финансирования науки и образования и был прав, потому что даже по сравнению с указом президента от 2016 года из федерального бюджета наука недофинансируется в 2,5 раза. Что касается расходов на образование, то напомню, что для модернизации страны на эти цели необходимо примерно 7% от ВВП, тогда как нынешние затраты едва превышают 3,5%.
Руководитель фракции «Справедливая Россия – За правду» Сергей Миронов предложил отказаться от Болонского процесса и вернуться к советской системе пятилетнего специалитета. На что премьер отреагировал так: «Давайте лучше будем думать о качестве образования», хотя качество образования, конечно, связано с его количеством.
Нельзя забывать, что бакалавр получает на 40% меньше занятий, чем специалист, потому что он учится на год меньше, и бакалаврские программы содержат меньше часов по специальным предметам.
Например, когда я учился на историческом факультете педагогического института, нас готовили прежде всего как историков, и только во вторую очередь как педагогов. Сейчас курсы истории сокращены радикально, но увеличены курсы педагогики. Как и прежде думаю, что из хорошего историка легче сделать хорошего педагога, чем из педагога сделать хорошего историка.
Председатель фракции «Новые люди» Алексей Нечаев сконцентрировался на необходимости переобучения людей для бизнеса. Мишустин всячески его поддержал.
Ну и наконец ваш покорный слуга задал общий вопрос по поводу ожидаемой индексации заработной платы работников бюджетной сферы, пенсий и социальных выплат. Обращаю внимание, что об индексации заработной платы в образовании, медицине, науке и культуре говорил президент, а Михаил Мишустин упомянул только об индексации пенсий и социальных выплат, причём заявил, что вопрос будет проработан в течение второго квартала этого года, то есть по июнь включительно.
По данным Центрального банка, инфляция в этом году составит 20%. Будет ли произведена дополнительная индексация заработной платы работников образования, как того требовал президент, вопрос остался открытым. Мы сделаем по этому поводу дополнительно специальные запросы.
Подводя итоги выступления премьер-министра, следует отметить: образование и наука считаются важными, но не первоочередными задачами для нашего государства.
В числе пяти приоритетов, обозначенных правительством на ближайший период – обеспечение бесперебойной деятельности предприятий, свобода предпринимательства, социальная помощь наименее обеспеченным гражданам, наполнение рынка товарами и поддержка отдельных секторов. В отдельные сектора наука и образование не попали. Хотя напомню, что, если говорить серьёзно о перспективах новой индустриализации, то она предполагает как раз интеграцию науки, образования и производства.
В нынешних условиях возникает закономерный вопрос: будет ли выполнен в этом году запланированный бюджет на образование и науку?
Пока расходы на науку довольно существенно сокращены по отношению к 2021 году. Что касается образования, то там более 11% роста, но это в основном отдельные направления. Также планировалось и увеличение ассигнований на высшее образование примерно на 7,5%, тогда как официальная инфляция за прошлый год составила 8,4%. То есть в реальных деньгах это тоже сокращение.
Я предполагаю, что бюджет на образование и науку будет несколько увеличен. На сколько именно, пока неизвестно, но будем надеяться на лучшее.