В системе образования все больше внимания будет уделяться наставничеству. По словам министра просвещения Сергея Кравцова, это понятие «сегодня требует закрепления в нормативных документах, чтобы те, кто уже выполняет такие функции, могли и трудовую книжку иметь, и получать дополнительную зарплату».
Для этого в профессиональной квалификации планируется ввести должность наставника.
Кроме того, при Минпросвещения создан Координационный совет по наставничеству, объединивший представителей разных отраслей.
«Важно, что наставники есть в любой сфере: и в образовании, и на производстве, и в культуре, и в медицине. Каждому, кто начинает свой путь в профессии, нужен человек, который поделится с ним своим опытом и поможет быстрее стать настоящим профессионалом», – подчеркнул Сергей Кравцов.
Мы попросили прокомментировать эту инициативу первого зампреда комитета Госдумы по высшему образованию и науке Олега Смолина.
– 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Будет ли это способствовать преодолению кадрового кризиса в системе образования? Мероприятия в рамках Года педагога и наставника способны улучшить морально-психологический климат в обществе по отношению к представителям педагогических профессий, но вряд ли такая работа повлияет на главную составляющую статуса учителя – его материальное положение.
Что касается наставничества, то оно было и будет всегда. Старшее поколение может и должно передавать свой опыт молодым специалистам – главное, чтобы это желание было обоюдным. Для меня таким наставником в Омской вечерней сменной школе рабочей молодежи № 4 была Любовь Тарасовна Иванцова. Спасибо, что она поддержала меня в этот сложный период. Точно так же и я, поработав преподавателем, помогал определиться в профессии своим коллегам. Никаких доплат я за это не получал, просто испытывал естественное стремление передать свои знания следующим поколениям.
Министр просвещения говорит о законодательном закреплении статуса наставника. Я настороженно отношусь к этой инициативе. Хорошая идея была вернуть воспитание в образовательный процесс, но после внесения соответствующих изменений в Закон «Об образовании в Российской Федерации» появились единые федеральные программы воспитания, обязательные отчеты о воспитательной работе и прочие бюрократические процедуры.
Из своего школьного детства я не вспомню ни одного классного часа, посвященного воспитанию.
Но я прекрасно помню походы, которые были организованы для нас, незрячих детей, или уроки литературы, которые оказали на меня огромное воспитательное влияние.
Наставничество, как и все в педагогической деятельности – это живое дело, поэтому, если движение станет реальным, если им проникнутся и люди старшего поколения, и молодежь, результат не заставит себя долго ждать. Если же пар уйдет в бумаги, отчеты и прочие формальности, то серьезного эффекта мы не получим.
Кстати, своим профессиональным опытом могут делиться не только люди старшего возраста, но и молодые специалисты, которые хорошо разбираются в информационных технологиях. Например, в период пандемии и распространения дистанционного обучения было даже организовано целое движение «интернет-тимуровцев». Жаль только, что ускоренное технологическое развитие часто идет за счет человеческого, гуманитарного. Это меня всегда напрягает. Я вспоминаю Андрея Вознесенского, который писал: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек». Нужно уметь сочетать новейшие технологии с человеческим началом.
И еще важно понимать, что при больших нагрузках современных учителей им трудно будет найти время для наставнической деятельности. А большие нагрузки – это неизбежное следствие низких зарплат. Поэтому без их повышения мы не решим никаких проблем в образовании, в том числе и кадровых, связанных с привлечением в школу молодых специалистов.
Иными словами, главный враг любых начинаний – это формальный подход.
Доплаты за наставничество – это хорошая идея, но в советские времена опытные учителя делились секретами мастерства со своими коллегами совершенно бесплатно.
Идея хорошая, а каким будет ее воплощение, покажет время.