По приглашению профсоюзного комитета Омского государственного технического университета Олег Смолин встретился с преподавателями и студентами вуза, рассказав им о работе в Думе и об образовательной политике власти эпохи кризиса.
Олег Николаевич начал своё выступление с примеров и цифр, которые наиболее красноречиво характеризуют приоритеты современной российской власти.
Процитировав президента, который недавно заявил, что деньги, направленные на поддержание фондового рынка (175 млрд. рублей), были выброшены на ветер, депутат констатировал, что это примерно половина всех средств, что выделяются на образование из федерального бюджета и точно больше половины тех денег, которые получило высшее образование.
«Выступая на IX съезде ректоров, я позволил себе сказать, что в образовательной политике кризис был запрограммирован, независимо от мирового», констатировал Смолин и перечислил те четыре позиции, которые это подтверждают. (См. выступление на съезде ректоров).
В принятом бюджете на 2009 год впервые за постсоветскую историю не предусмотрены средства на повышение зарплаты в регионах работникам бюджетной сферы вообще и педагогам в особенности. В результате разница в финансировании образования в расчёте на одного ученика резко выросла. Намерено ли правительство оказать финансовую помощь регионам в целях повышения зарплаты интеллигенции и защиты прав детей на образование и, в каком объёме? С таким вопросом обратился Олег Смолин к премьеру Владимиру Путину, когда тот представлял в Думе программу антикризисных мер на 2009 год. Олег Николаевич рассказал о том, как это было, и что ответил глава правительственного кабинета.
Ещё одна тема, которую никак нельзя обойти – единый государственный экзамен.
«На практике ЕГЭ будет не так страшен, как вреден. Уже в Рособрнадзоре принято решение пойти по линии наименьшего вреда, установить по ЕГЭ планку на самом низком уровне с тем, чтобы 100 тыс. наших детей не были выброшены из школы без аттестатов и без права продолжить образование. У нас уникальная ситуация: вы сдаёте экзамен, оценку узнаёте через неделю, а через месяц – сдали его или нет. Рособрнадзор только после сдачи ЕГЭ всеми выпускниками установит, сколько баллов соответствует, какой оценке.
Мне не надо вам объяснять, что при 100-балльной шкале до 40 баллов – двойка, до 60-ти – тройка, до 80-ти – четвёрка, свыше 80-ти – пятёрка. Только что в Троицке, в Подмосковье, закончился пробный ЕГЭ. Сдали его ужасно. Племянница моего помощника очень нервничала, получив 35 баллов за математику. Думала – «два», оказалось – «четыре». Видимо, нечто подобное проделает Рособрнадзор в этом году. Тогда зачем надо было «огород городить»? Раньше мы критиковали систему образования за «три пишем, два – в уме», теперь – «два – в уме, а пишем уже четыре». Все творческие учителя – решительные противники ЕГЭ».
Далее Олег Николаевич поделился своими впечатлениями от выступления в Госдуме министра образования А. Фурсенко. (Выступление Смолина на Правительственном часе). А также рассказал об интеллектуальной дуэли в программе «Клинч» на «Эхе Москвы» с лидером ЛДПР Владимиром Жириновским.
В нынешнем году вступает в силу новая редакция Закона о высшем и послевузовском образовании в части введения обязательных уровней образования. Забегая вперёд, надо сказать, что преподаватели Омского государственного технического университета во время ответов на вопросы выступающего высказывались об этой стороне реформы образования крайне негативно. В свою очередь, Олег Смолин напомнил о варианте данного Закона от 1996 года, одним из авторов которого был он сам, и о том, что в нём предусматривались добровольность бакалавриата и магистратуры.
Олег Смолин со студентами и преподавателями Омского технического университета
С тех пор, благодаря поправкам, вносимым Министерством образования и поддержанным думским проправительственным большинством, Закон претерпел значительные изменения:
– по прежнему закону программу выбирал вуз, теперь это делают министерские чиновники;
– по прежнему закону студент после бакалавриата мог пойти в специалисты или в магистратуру, теперь это ему запрещено;
– любой студент мог продолжить образование на второй ступени, по новому закону между бакалавриатом и магистратурой обязательный конкурс.
«Ректор Московского экономико-статистического университета В.П. Тихомиров, пожалуй, наиболее продвинутый эксперт в области электронного обучения, полагает, что новый Закон понижает, в среднем, качество образования в России на 40%. Логика проста: студент будет учиться на год меньше, бакалаврские программы предполагают сокращение примерно на 20% специальных дисциплин».
Олег Николаевич поделился с аудиторией тревогой по поводу того, что «в результате падения доходов и уровня жизни, до четверти студентов могут оказаться неплатёжеспособными в государственных и в негосударственных вузах. Это 850 тысяч человек. Ситуация в негосударственных вузах хуже, их ректоры прогнозируют возможность массового банкротства. Если порядка 30% их студентов становятся неплатёжеспособными, то такой вуз может оказаться банкротом, и тогда до 70% студентов могут оказаться не у дел, а это около 850 тысяч. Всего же около полутора миллионов. Этот анализ был передан президенту РФ в виде Аналитической записки, после чего Дмитрий Анатольевич озвучил несколько предложений в поддержку студентов.
Первое предложение президента заключалось в том, чтобы активнее переводить студентов на бюджетные места. Правильное предложение, с одной оговоркой – бюджеты вузов в 2009 году сокращены по сравнению с первоначальными прогнозами. Кроме того, всего у нас свободных бюджетных мест 99 тысяч, предлагалось перевести на бюджетные места 25 тыс. А теперь посчитаем: от общей суммы студентов в 7,5 млн. – это 1/3 одного процента. От 4,5 млн. внебюджетных студентов – чуть более половины 1%. Реального влияния на ситуацию эта мера оказать не может.
Наиболее важно, на мой взгляд, президент предупредил, не называя министра по имени, что не надо торопиться ликвидировать в массовом порядке российские вузы. Кстати, на эту тему мною был отправлен Депутатский запрос министру и получен на него ответ в том смысле, что всё у нас правильно и хорошо, но дальше было написано: вот мы введём новые правила аккредитации и кто им не будет соответствовать, с теми будем так поступать, как сказал министр.
Далее. Президент сказал абсолютно правильно: нам необходимо образовательное кредитование. В США, к примеру, процент по кредиту составляет ставку рефинансирования федеральной резервной системы (0,3-0,2% годовых). Фактически бесплатно. Государственная Дума РФ IV созыва этот закон несколько раз проваливала, и вот мы слышим от президента, чтобы принятие его было ускорено.
Президент предложил ввести фиксированную на весь учебный год плату за обучение, и её не повышать. Хорошее предложение, но при этом не сказал об отмене для вузов налогов. Во всё мире высшее образование налогов не платит. У нас недавно ректор Омского педагогического университета сказал, что его университет – самый крупный налогоплательщик в Центральном округе города Омска. Это достойно оплакивания.
Мы подготовили очередные законопроекты об освобождении высшего образования от налогов. Получили даже положительное решение Комитета по образованию по освобождению от налога на прибыль при условии реинвестирования в образовательный процесс. Но, пока, всё осталось в подвешенном состоянии».
Далее депутат ответил на вопросы, в которых преподаватели вуза и студенты фактически выразили ему полную поддержку по всем затронутым проблемам, и просьбу продолжить работу по защите образования от непродуманных, вредных и очень опасных реформ.