29 мая принял участие в седьмом Международном профессиональном форуме «КНИГА. КУЛЬТУРА. ОБРАЗОВАНИЕ. ИННОВАЦИИ».
Выступил на пленарном заседании при открытии форума, на конференции посвященной цифровизации образования и науки, принял участие в пресс-конференции организаторов форума, в презентации журнала «Философские науки» и в семинаре, посвященном работе библиотек для лиц с нарушением здоровья.
Среди всех проблем, о которых пришлось говорить, отмечу одну, которая волнует меня в последнее время всё больше и больше. Это сокращение количества чтения у школьников.
По мере взросления популярность чтения среди подростков падает, следует из опроса ВЦИОМа, проведенного по заказу Российской государственной детской библиотеки (РГДБ). Исследования на эту тему говорят, что за прошедшие летние каникулы лишь 26% ребят прочли 7 книг и более, 22% – 3-4 книги, 29% практически не читают (1 книга), остальные 23% не читают вовсе.
Думаю, что ни политики, ни учёные ещё в полной мере не оценили отдаленные последствия того, что мы имеем со школьным чтением. Тот, кто читает книги, и тот, кто смотрит тик-токи – это разные психологические типы личности. Душевная структура первого глубже, чем у второго. Думаю, что срочно нужно что-то менять. На поверхности лежат два решения:
- Ввести обязательный экзамен по литературе, но не в форме ЕГЭ, а дав ребятам право выбора – классическое сочинение или литература устно. Важно, чтоб на экзамене ребята могли показать, какую литературу они прочли и полюбили.
- Нужно уйти от установок 90-х годов, когда литературу сводили к литературоведению, знанию художественных основ, поэтических стилей и т.д. Важно вернуться к классическому восприятию литературы как воспитания читателя. Вспоминаю выражение моей любимой учительницы: «литература не учебный предмет, а воспитание души».
В противном случае мы получим поколение малоспособное к сопереживанию, понимаю других людей и сложным душевным переживаниям.