В бюджете на 2024 год предусмотрена индексация зарплаты работникам федеральных образовательных учреждений на 9,8%. Вроде бы немало, но при этом ожидаемый средний рост заработной платы в этом году — 13%. Другими словами, зарплата в вузах в следующем году будет еще больше отставать от того, что положено по указу президенту. Напомню, что, согласно указу, работникам вузов положено получать две средние зарплаты по региону.
Для педагогов, кто получает зарплаты из региональных бюджетов, ожидать особенных улучшений также не стоит. Правительство на всю страну в следующем году выделило 100 миллиардов рублей. Эту цифру я слышу уже с 2018 года, если не раньше. При этом ее никогда не хватало. С тех пор средняя зарплата значительно выросла, но цифра в 100 миллиардов осталась прежней. Значит, ее будет не хватать еще больше, поэтому каждый регион будет решать проблему повышения зарплаты в следующем году в меру своих возможностей и приоритетов. Есть деньги в бюджете — добавят, нет — это будет проблемой школ, учителей, родителей, детей.
Для меня, например, ясно, что в пересчете на нагрузку и на реальный рост цен средняя зарплата педагога скорее снизится. Без поддержки федерального бюджета регионам решить вопрос зарплаты педагогов не под силу. Судя по поддержке со стороны государства, годом педагога на самом деле был 2012 год, когда регионам добавили существенные деньги на финансирование образования. Тогда же был издан вышеупомянутый указ президента. Вот тогда учительская зарплата в пересчете на реальную нагрузку была самой высокой. С тех пор нагрузка растет, реальная заработная плата в пересчете на нагрузку в целом по стране падает.
При этом Госдума отклоняет мой законопроект, предполагавший получение учителем положенных по указу президента средств при работе на одну ставку. Убежден, что без повышения зарплаты учителям сегодня, завтра преподавать будет просто некому.
При этом добавлю, что по данным Росстата за первую половину 2023 года, средняя зарплата учителя в стране на 15-20 тысяч меньше, чем средняя зарплата по Российской Федерации в целом. Согласно исследованию Общероссийского народного фронта несколько летней давности, в 75 регионах Российской Федерации не исполнялся указ президента №597 в части оплаты учительского труда. Мало того, в среднем российский учитель работает на 1,8 ставки, то есть практически за двоих, и при этом в большинстве регионов не получает то, что ему положено по указу президента даже за себя одного. Ситуация с того момента не только не изменилась, она стала значительно хуже.
В то же время правительственные чиновники отрицают дефицит учительских кадров. Так, недавно вице-премьером Татьяной Голиковой было заявлено о нехватке в России 11 тысяч учителей. В ответ я напомню, что в России примерно 1 миллион 250 тысяч учителей. Если бы все они работали на одну ставку, а не на 1,8, у нас не хватало бы 640 тысяч учителей. Если бы их заставили работать на 2,5 ставки, то можно было бы еще 500 тысяч учителей уволить. По данным центра при РАНХиГС, при работе на 1,5 ставки не хватало бы примерно 250 тысяч учителей. Я думаю, что первое, что необходимо, — это коллегам из правительства осознать, что в образовании кадровый кризис.