Новая налоговая система должна быть строгой, но справедливой

23 мая в Государственной Думе состоялись большие парламентские слушания с участием министра финансов Антона Силуанова по вопросу об изменениях в налоговой системе. Обсуждение продолжалось более четырех часов, свое мнение высказали представители правительства, бизнеса, некоммерческих организаций, депутаты. О том, кого коснутся нововведения и когда нам следует ждать перемен, рассказывает первый зампред комитета Госдумы по высшему образованию и науке Олег Смолин.

– Для тех парламентариев, которые представляют интересы образования и науки в Государственной Думе, важными являются по меньшей мере два вопроса.

Вопрос первый: распространится ли прогрессивная налоговая шкала на самозанятых? Их общая численность в России составляет около 10 миллионов, среди них есть репетиторы. Антон Силуанов заявил, что для самозанятых налоги повышаться не будут. Но мы прекрасно понимаем, что если современный уровень доходов, который установлен для этой категории граждан, сохранится, то через 10 лет из-за инфляции он уменьшится вдвое, а то и втрое.

Вопрос второй: с какого уровня будет увеличиваться шкала налогов? Напоминаю, что сейчас прогрессивная налоговая шкала распространяется на заработную плату 5 миллионов рублей в год и выше — подоходный налог в этом случае составляет 15%.

Прежде некоторые депутаты предлагали облагать повышенным налогом доходы физических лиц, начиная чуть ли не с миллиона рублей в год. Но тогда это нововведение ударит по многим врачам и ученым, которые, согласно Указу Президента № 597, должны получать не менее двух средних заработных плат по Российской Федерации. Средняя зарплата по РФ в 2023 году составила 73 тысячи рублей. Две средние зарплаты – 146 тысяч рублей в месяц, за год получается больше полутора миллиона рублей. Правда, большинство медиков и работников науки не получают положенные им деньги, но тех, кто имеет такие доходы, облагать повышенным налогом было бы несправедливо.

Наконец, налоговые нововведения могут коснуться и педагогических работников, которые, согласно Указу №597, должны получать зарплату не ниже средней по экономике региона. В некоторых регионах этот показатель составляет более 100 тысяч рублей, следовательно, общегодовой доход учителей в некоторых субъектах РФ достигает более 1 миллиона рублей.

То есть, с одной стороны, мы говорим, что надо исполнять указы президента, с другой стороны, если предложение о повышенном налогообложении, начиная с 1 миллиона рублей в год, будет принято, мы накажем тех, кто получает положенную им по закону заработную плату.

В то же время Россия – единственная страна «большой двадцатки», где фактически нет прогрессивной налоговой шкалы, но если уж ее вводить, то, начиная с 5 миллионов рублей в год, постепенно повышая ее в зависимости от уровня доходов (10, 20, 30 миллионов рублей в год и так далее). Сейчас все граждане этой категории платят НДФЛ в размере 15% независимо от уровня своего годичного дохода – 5 или 25 миллионов рублей. Например, в США и в некоторых европейских странах прогрессивный налог достигает 50% и выше. Но и перегибать палку в этом вопросе нам тоже не стоит: люди должны привыкнуть к нововведению.

Задача прогрессивной налоговой шкалы не в том, чтобы ударить по так называемым средним слоям, а в том, чтобы ограничить неравенство.

Во всем цивилизованном мире считается, что социальное государство есть там, где богатые делятся с бедными. В России до самого недавнего времени бедные делились с богатыми. То есть в реальном исчислении налогообложение бедных в условиях одинакового НДФЛ было выше. С этим надо кончать, но разумным образом, а не так, чтобы увеличивать налоговую нагрузку на тех, кто только-только получил возможность жить более или менее нормально.

Окончательное решение по налоговой системе должно быть принято до конца весенней сессии Государственной Думы, то есть до августа. Новая налоговая система, по моим прогнозам, должна быть введена не ранее 2025 года, так как закон обратной силы не имеет. Мы сделаем все возможное, чтобы, с одной стороны, налоги стали более справедливыми, а, с другой стороны, чтобы при этом не пострадали те, кто начал жить более или менее достойно, но никоим образом не может быть отнесен к категории богатых.

Источник