В Госдуму внесен законопроект фракцией ЛДПР, который предусматривает первоочередное обеспечение местами в дошкольных образовательных организациях детей учителей и врачей. По мнению авторов документа, эта дополнительная социальная гарантия направлена «на создание условий для эффективного выполнения своих профессиональных задач» педагогами и медиками, а также призвана решить проблему дефицита кадров в образовании и здравоохранении.
За последние несколько лет мною дважды был внесен законопроект о праве педагогических работников вне очереди устраивать своих детей в дошкольные организации. Два раза законопроект получил отрицательное заключение правительства и был провален большинством депутатов Государственной Думы.
Сомневаюсь, что нынешний законопроект, предусматривающий такую льготу не только для педагогов, но и для врачей, увеличит возможность его принятия. К сожалению, считается, что преимущественное право должно даваться исключительно представителям силовых структур, число которых достигает 12-ти.
Кстати, в заключениях правительства на наш законопроект было отмечено, что дальнейшее расширение льготного приема в детские сады нецелесообразно.
Таким образом, правительство официально констатирует тот факт, что в России полностью решен вопрос о доступности дошкольного образования. На самом деле это, конечно, не так. Напомню, что недавно в Государственной Думе состоялась полемика между мною и первым зампредом Комитета по просвещению Аленой Аршиновой, которая заявила, что за последние годы были достигнуты невиданные темпы строительства детских садов: их построено 7 тысяч. Я в ответ возразил, что при этом в постсоветский период было закрыто 40 тысяч детских садов. Потом пришлось извиняться, поскольку, проверив цифры, я выяснил, что закрыто значительно больше – 54 тысячи. Часть, конечно, объединена, как в Москве, но бОльшая часть закрыта.
На этом фоне строительство 7 тысяч новых дошкольных организаций – это капля в море.
Недавно министр финансов Антон Силуанов сообщил, что до 2030 года будет построено еще 100 детских садов, но и этого явно недостаточно. Если государство не может по-настоящему обеспечить всех детскими садами, то ему приходится выстраивать приоритеты. Я уверен, что среди приоритетов должны быть те, кто выполняет две важнейшие конституционные задачи, а именно обеспечивает здоровье и образование граждан. Но даже в случае принятия законопроекта, преодолеть кадровый кризис в образовании и здравоохранении не получится.
С одной стороны, далеко не у всех педагогов и врачей есть маленькие дети. С другой стороны, как мы понимаем, главной проблемой закрепления кадров является уровень оплаты труда.
Статистические данные говорят о том, что указ Президента № 597 (о доведении средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе) в целом исполняется плохо, и то лишь за счет колоссальной перегрузки педагогов и медицинских работников. Ситуация осложнилась тем, что в последнее время в стране очень быстро растет заработная плата и соответственно оплата труда бюджетников за ней явно не успевает.
По данным Минпросвещения РФ, в 2022/2023 учебном году в стране существовало от 11 до 30 тыс. вакантных рабочих мест для учителей, причем к осени 2024 года их количество сократилось на 19%. По данным Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, в 2023/24 учебном году нагрузка на учителей составляет 1,53 ставки. То есть при нормальной нагрузке в России оставались бы не заполненными не 11 тысяч учительских вакансий, как заявляют официально, а сотни тысяч.
Вероятно, законопроект, внесенный депутатами ЛДПР, помог бы закреплению кадров педагогов и медицинских работников в самих дошкольных учреждениях.
То есть представительницы этих профессий охотно бы заполнили вакансии воспитателей и медицинских работников в тех детских садах, которые посещают их дети. Но решить проблему в целом таким путем не удастся.
Мне могут возразить, что у нас действуют федеральные программы «Земский учитель» и «Земский доктор», цель которых – привлечь кадры к работе в сельской местности и в малых городах с населением не более 50 тысяч человек, но здесь надо принимать во внимание два важных обстоятельства.
Во-первых, денег на эти программы выделено гораздо меньше, чем требуется для того, чтобы обеспечить село педагогами и медиками. Во-вторых, когда выпускники медицинских и педагогических вузов получают деньги в рамках этих программ, они покупают в городах квартиры в ипотеку и после обязательной отработки в течение пяти лет уезжают в города, где их ждет жилье. Другими словами, эта система отчасти помогает привлечь кадры в сельские районы, но не помогает их там закреплять, может быть, даже наоборот.
Для того, чтобы медицинские и педагогические работники оставались на селе, необходимы те меры, которые когда-то были предусмотрены в законодательстве, а именно: надбавка к заработной плате в размере 25% и подъемные, а также обеспечение специалистов служебным жильем либо компенсацией на оплату жилья и коммунальных услуг в полном объеме, как это было предусмотрено законами об образовании 1992 и 1996 годов. В последнее время эти компенсации составляют лишь незначительную часть от реальных затрат.
Поэтому и «Земский учитель», и «Земский доктор» – это программы с хорошими намерениями, но без существенных результатов.
В заключение хочу отметить, что законопроект о льготах по первоочередному устройству в дошкольных организациях детей учителей и врачей, безусловно, правилен, но кадровой проблемы он, к сожалению, не решает.