Высшее образование становится дороже и недоступнее?

На прошедшей неделе состоялось заседание Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, посвященное ситуации с резким повышением платы за обучение в целом ряде московских вузов.

К сожалению, те, кто повысил плату за обучение более всего, на заседание комитета Государственной Думы не пришли. Максимальное повышение платы за обучение, которое было озвучено при обсуждении, — 20%. Единственный плюс от такого повышения, на мой взгляд, — это некоторая вероятная переориентация части абитуриентов на региональные вузы, причем совершенно не факт, что образование в них менее качественное, чем в московских.

Выступая на Комитете, я отметил следующее:

Первое — нельзя думать, что не будет повышаться плата за обучение в ситуации высокой инфляции и явно недостаточного бюджетного финансирования образования. Но при этом надо понимать, что запредельные повышения лишают возможности получения образования не только людей с низкими доходами, но и людей со средними доходами. Образование по 800 тысяч рублей и более доступно только самым богатым гражданам страны.

Второе. Отвечая на мой вопрос, замминистра науки и высшего образования Андрей Омельчук утверждал, что сейчас нет никаких ограничений на получение образовательных кредитов. Напоминаю, образовательный кредит дается под 3% годовых, что при современных банковских ставках очень выгодно. Если кому-то будут отказывать, то присылайте письма. Будем проверять информацию замминистра.

Третье. Сейчас по закону регулируется только повышение платы за обучение в его процессе, то есть между курсами университета. А вот при поступлении в университет повышение платы за обучение не регулируется. На мой взгляд, это тоже должно регламентироваться и быть не выше официальной инфляции. И не той, которая заложена в бюджет — 4,5%, а той, которая реально была за прошлый год — 9,5%.

И последнее. На мой взгляд, ключевая тема — это бюджетное финансирование образования. Если бы Министерство финансов выделяло столько денег на высшее образование, сколько положено, мы могли бы сократить долю платного образования (55% на платной основе) и могли бы не повышать плату за обучение либо повышать ее не выше официальной инфляции.

Напоминаю, что нами многократно вносились законопроекты, согласно которым количество бюджетных мест в вузах на 10 тысяч населения надо было бы поднять до советского уровня — 220 мест на 10 тысяч населения. Сейчас, несмотря на расширение бюджетного приема в 20-е годы, это примерно 133 студента на 10 тысяч населения. Вот и судите, когда образование было более доступным.