27 апреля в Омском государственном педагогическом университете прошло совместное заседание Экспертного совета по электронному обучению и информационным технологиям в образовании при Комитете Государственной Думы по образованию, Омского совета ректоров и Омского научного центра РАО, выступая на котором Олег Николаевич сказал следующее.
- После принятия закона о казённых учреждениях забота о зарабатывании денег для них из задачи номер два превращается в задачу номер один. Закон ведёт к росту коррупции, к массовой реструктуризации бюджетных учреждений и значительному росту безработицы, к росту социального напряжения в стране, которое и без того уже выросло.
- Если говорить о политике реструктуризации российских вузов, то она восходит к 1997 году, когда появилась программа очередного этапа реформирования российского образования. Наиболее острый момент – лето 2008 года, когда министр образования заявил, что в России более 1000 вузов, а надо оставить не более 150-ти – 200-т. После этого я направил министру Депутатский запрос, получил на него ответ, в котором говорилось: всё хорошо, за образец реформы избраны Китай и Бразилия. Что касается Китая, там действительно очень крупные вузы, но не многопрофильные, а узкопрофильные. Например, Пекинский лингвистический университет, где изучают только иностранные языки. Что нового получат педагоги от объединения со строителями, пищевики от интеграции с философами, дизайнеры – с автодорожниками? Этот вопрос мы задавали правительству во время обсуждения закона о федеральных университетах в Госдуме. Ответа не получили. В России выстраивается пирамидальная система высшего образования: наверху два вуза, затем – серия федеральных, серия исследовательских и все остальные. Предполагается, что при слиянии нескольких вузов в один будут ликвидированы близкие специальности, сокращены близкие по профилю кафедры и т.д. С точки зрения экономии федерального бюджета это возможно экономия, с точки зрения регионального бюджета – не факт. Регион получит меньше денег на содержание вузов.
- Мне представляется интересной президентская программа «Наша новая школа», но в том, что касается реформы педагогического образования, она вызывает сомнения. Нам предлагают резко увеличить количество непрофессионалов в школе, но люди с высоким качеством интеллекта с трудом идут в школу из-за низкого статуса педагога. Если люди хотят объединяться, – попутного ветра. В противном случае, если не соблюдается принцип добровольности, это угрожает, опять же, социальным напряжением, вплоть до студенческих волнений. В Красноярске первая попытка принудительного создания федерального университета привела к выходу на улицу шести тысяч студентов, к ним вышел губернатор, договорились, что это будет сделано на добровольной основе и затем в университет вошли только те, кто хотел или те, кого уговорили.
В последнее время в нашей стране обсуждаются преимущественно вопросы, как поделить деньги, как и кого реструктуризировать, а вместо этого нам надо вернуться к традиционным, главным педагогическим проблемам – чему учить, как учить и как воспитывать.
Во время выступления (справа от Смолина проректор по учебной работе и информатизации ОмГПУ, доктор педагогических наук, академик РАО М.П. Лапчик и член Президиума РАО, главный научный сотрудник НИИ развития профессионального образования Департамента образования г. Москвы, в 1992-1996 гг. министр образования РФ Е.В. Ткаченко