Балтийский форум или почему «ушли» Бооса


Балтийский форум и откровения чиновников

Парадокс нашего развития заключается в том, что в начале 90-х Россия отдала огромное количество собственной территории, но при этом сумела сохранить часть бывших немецких земель, которые отошли к нам по итогам Второй мировой и Великой Отечественной войн. Хотя калининградцы любят рассказывать, что раздел Восточной Пруссии произошёл странным образом: три четверти досталось Польше и только одна четверть – России.

Калининградская область самый маленький субъект Российской Федерации, площадь порядка 15 тысяч квадратных километров, население около 1 миллиона человек. Таких территорий мало осталось в России, поскольку, как известно, Пётр I прорубал «окно в Европу», а команда Бориса Ельцина усиленно эти «окна» заколачивала.

Впервые за 20 лет парламентской работы мне удалось побывать здесь. В Калининградской области проходили Балтийский образовательный форум и «Балтийский Артек». Я оказался там по приглашению руководства региона. Организация была на высшем уровне, много интересных иностранных гостей, например, Казимира Прунскене, первый премьер-министр независимой Литвы. Был министр образования и науки Андрей Фурсенко, вместе с которым, а также с губернатором области Георгием Боосом, мы открывали «Балтийский Артек».

Неплохо почувствовать себя молодым (справа от О. Смолина его помощник В. Лазуткин)

«Балтийский Артек» – это палаточный лагерь, куда собирают до 500 молодых людей из Калининградской области, российских регионов и прилежащих государств. Мы попали в последнюю образовательную смену, где были молодые педагоги. Начинание, считаю, очень полезное, поскольку науковеды давно открыли существование так называемого «невидимого университета», когда в неформальном общении часто рождаются такие идеи, которые человеку не приходят в голову во время обычной рутинной работы.

«Балтийский Артек» и его гости: фотография на память

Кроме участия в открытии «Балтийского Артека» я поучаствовал в работе секции, посвящённой образованию людей с ограниченными возможностями здоровья, побывал в специальной калининградской школе для ребят с нарушением зрения и в филиале Московского экономико-статистического университета.

Что касается образовательной политики в Калининградской области, то она оставила достаточно противоречивое впечатление. С одной стороны, выступая в драмтеатре на форуме, Георгий Боос высказал абсолютно правильную идею – концепция догоняющего развития обречена на провал. Если мы будем просто заимствовать чужие технологии, мы всегда будем двигаться с отставанием, в лучшем случае в одно, а скорее – в несколько десятилетий. Фактически Георгий Боос солидаризировался с идеей опережающего развития, которую формулировали неоднократно российские левые (А. Бузгалин, О. Смолин – ред.), – только образование может быть основой для инновационного развития. Вместе с тем, на губернаторском приёме, произнося тост, он сказал, обращаясь к педагогам, «ценим, любим, мало платим». Самое интересное – со всеми этими позициями согласился министр образования и науки Андрей Фурсенко, тогда как в Думе он нас уверял, что в образовании платят уже много.

В Калининградской области ситуация с учительской зарплатой похожа на Омскую и другие области РФ: официальные данные про 15 тысяч рублей удивляют учителей, вместе с тем, сопровождающая нас сотрудница одного из образовательных центров говорила нам, что её мама, учительница высшей категории, получает около 6 тысяч.

Калининградская область единственная в России ввела одинаковый норматив финансирования для школ городских и сельских и для школ разных видов. В итоге – значительное количество закрытых учебных заведений, что вызвало серьёзное недовольство учительского сообщества, хотя то, что я наблюдал, на губернатора это не переносилось. Губернатора молодые учителя встречали аплодисментами.

Почему «ушли» Бооса

Очевидно, Георгий Боос – сильный публичный политик. Он прекрасный оратор, свободно держится, у молодёжи пользуется популярностью. Поэтому, когда я услышал, что «Единая Россия» не рекомендовала его на следующий срок потому, что его популярность недостаточна, я крайне усомнился в мотивировке. У меня есть, по меньшей мере, две версии, почему на самом деле это было сделано. Во-первых, как известно, в Калининграде был мощный митинг, на котором требовали отставки не Георгия Бооса, а Владимира Путина. Возможно «Единая Россия» не простила губернатору, который допустил такой митинг с такими требованиями. Возможно, это урок другим губернаторам, что надо поступать как в Москве с «несогласными», но не допускать массовых акций протеста.

Версия вторая, которая тоже не исключается, Георгий Боос всегда считался человеком, близким к Юрию Лужкову, сейчас, как минимум, часть администрации президента Дмитрия Медведева хотела бы поменять Лужкова. Отсюда разные обращения, например, к Генпрокурору Чайке по поводу земельных участков Елены Батуриной, выпады Жириновского и т.д. Возможно, что параллельно с Лужковым администрация президента хочет ослабить позиции и его людей, возможно под эту кампанию попал и Георгий Боос.

Не знаю, насколько смена губернатора поможет Калининградской области, но Боос – не худший представитель современной бюрократии, на мой взгляд, он сочетал противоречивые тенденции. С одной стороны, правильное понимание ситуации, с другой – попытку решить её традиционными для России радикально-либеральными методами.

Балтийский форум завершён. 18 августа закрылась последняя смена «Балтийского Артека». Получит ли это начинание продолжение при будущем губернаторе, узнаем позже.

Что сказал Андрей Фурсенко

Фурсенко на форуме выступал, но никаких при этом сверхпрограммных заявлений он не делал.

Поскольку я сидел в президиуме, то часть его речи была косвенным образом полемикой с моими утверждениями. Он утверждал, что за последние 5 лет российское образование сильно продвинулось вперёд. Это не подтверждается никакими серьёзными данными, более того, в Калининградской области мы общались с руководителями государственных образовательных учреждений, и они дружно говорили, что, по их мнению, с каждым годом качество знаний ребят, которые приходят в вузы и колледжи, падает.

Пожалуй, была одна примечательная фраза в выступлении министра: он сказал, что образование нельзя сводить только к услугам. Слава богу, если эта линия официальная, министерская, и она получит какое-то развитие. Тогда это будет действительно некоторым сдвигом вперёд, по сравнению с тем, что говорил министр и его подчинённые ранее.

Учителям дали возможность задать несколько вопросов министру в «Балтийском Артеке». Два вопроса были более-менее острые, а от ответа на один министр уклонился. Его спросили, что происходит и какой будет дальнейшая судьба дошкольного образования, он сказал, что становится лучше, а будет ещё лучше. Министра спросили, где учились его дети, он ответил, что с тех пор как стал министром, на личные вопросы не отвечает. Вообще это была праздничная церемония, поэтому вопросы и ответы продолжались не белее десяти минут, и было впечатление, что не хотели испортить настроение.

Потёмкинские деревни

Я бы сказал более мягко, но более точно по поводу того, что нам показали. У нас в последнее время преобладают выставочные варианты. В том числе, в Калининградской области мне рассказывали про то, как закрывались школы и дошкольные учреждения, зато построили суперсовременный детский сад с бассейном, врачебными кабинетами, коктейлями с травами, туда стали возить гостей показывать. Ровно такую же витрину, на мой взгляд, представляет и проект «Наша новая школа». 15 млрд. на него выделили, деньги смешные в масштабах страны, кончится это тем, что построят несколько прекрасных школ, но при этом закроют тысячи сельских, которые важнее для общего уровня образования, чем несколько новых и замечательных. Вот это и есть либеральная модель образовательной политики. Это приводит только к усилению неравенства образовательных возможностей.

temp_anons:
Парадокс нашего развития заключается в том, что в начале 90-х Россия отдала огромное количество собственной территории, но при этом сумела сохранить часть бывших немецких земель, которые отошли к нам по итогам Второй мировой и Великой Отечественной войн. Хотя калининградцы любят рассказывать, что раздел Восточной Пруссии произошёл странным образом: три четверти досталось Польше и только одна четверть – России.