Не думал, что отставка министра финансов Алексея Кудрина будет для меня безрадостной. Ведь он давно стал символом крайнего монетаризма и стремления экономить на всем, включая то, на чем экономить нельзя – на человеке!
Левая оппозиция несчетное число раз требовала избавить правительство от Кудрина; Юрий Лужков призывал: «Хватит кудрить нам мозги!»; сам я на митингах именовал Минфин МинфиГом в том смысле, что он слишком часто показывает социальным программам известную комбинацию из трех пальцев.
Однако увольнение министра производит странное впечатление. Оно чем-то похоже на отставку Лужкова: грехи были известны всем, но изгнали лишь тогда, когда осмелился сказать слово против «либерального президента». С Кудриным то же самое…
Поскольку Дмитрий Медведев – не только действующий президент, но и потенциальный премьер, возникает вопрос: какой будет его кадровая политика?
Неужели снова прав окажется Александр Герцен, который утверждал, что российские власти скорее готовы прощать лихоимство и воровство, чем дерзость независимой речи?
Вероятно, психоаналитики объяснят все это «комплексом младшего брата», который, чувствуя себя несвободным от опеки, бессознательно вымещает раздражение на других.
Но, с политической точки зрения, гораздо важнее – сможет ли объявленная «новая команда» принимать правильные решения, если несогласие с руководителем всегда наказуемо? Не приведет ли это к целой «поленнице дров», в очередной раз наломанных в российской политике?
Впрочем, в отношении Кудрина, как и большинства членов современного правительства, для основной части народа верной остается формула:
Была без радости «любовь»,
Разлука будет без печали…