На заключительной сессии Государственной Думы, как на любой осенней сессии, ключевое направление – бюджет на 2012-2014 годы. Социальное положение людей в России станет сложнее, чем сейчас.
Главная особенность бюджета на 2012-2014 годы состоит в том, что это бюджет предвыборного года, поэтому все «пряники», которые может пообещать власть своему народу, предполагаются в конце 2011 – начале 2012 года, а все «горькие пилюли» относятся на период после президентских выборов.
Предполагается, что повышение заработной платы, стипендий, пенсий будет происходить в период парламентско-президентских выборов, а вот что касается повышения тарифов на коммунальные расходы, причём в больших размерах, то оно произойдёт не с 1 января 2012 года, как обычно, чтоб народ не расстроился к выборам президента, а с 1 июля.
Даже в этих условиях бюджет 2012 года предполагает прямое сокращение расходов на жилищно-коммунальное хозяйство и на науку. Напомню, в 90-е годы расходы на науку сократились в 20 раз и до настоящего времени не достигли и трети расходов советского периода.
Что касается образования, в 2012 году расходы предполагается увеличить примерно на 8%, хотя сейчас образование финансируется в лучшем случае наполовину от минимальной потребности. А вот, что касается следующих лет, в 2013 году расходы на образование сокращаются примерно на 7% по отношению к 2012 году, а в 2014 году – ещё примерно на 11% по отношению к 2013 году. Если учесть, что цены в России не стоят на месте, инфляция планируется не менее 6% в год; если учесть, что цены на товары первой необходимости растут в 1,5-2 раза быстрее средних цен в Российской Федерации, то легко предсказать, что в 2014 году расходы на образование в реальных деньгах планируются по меньшей мере на четверть меньше, чем в 2011 году.
Совершенно очевидно, что новый бюджет сделан под ФЗ № 83 об автономных, бюджетных и казённых учреждениях, о котором мы не раз говорили. Напомню, уже в 2011 году по опросу портала SuperJob, 2/3 его посетителей заявили, что расходы на образование резко выросли и прямо связывали это с данным законом. Что касается бюджета на 2012-2014 годы, то ситуация та же самая. Потому и предполагается сокращать расходы на образование, что авторы бюджета намерены переложить их тяжесть на плечи граждан. Кстати, у нас теперь появляются три типа учреждений: казённые учреждения, которые полностью финансируются из бюджета. В основном это образовательные учреждения силовых структур, так называемые новые бюджетные учреждения, которым расширили экономические права, но при этом отобрали финансовые гарантии, и автономные учреждения, которые ещё более расширены в правах и ещё более поражены в финансовых гарантиях.
Если мы внимательно посмотрим на бюджет, мы по всем подразделам увидим одно и то же. Если расходы казённых учреждений предполагается хоть немного увеличивать (меньше, чем растут цены), то расходы бюджетных и автономных учреждений предполагается сокращать. Мы дали им самостоятельность – пусть зарабатывают, как хотят. А они могут это делать только за счёт граждан. Государство последовательно продолжает вести политику ту же самую, считая, что расходы на образование – бремя, от которого бюджет надо избавлять.
Мы глубоко убеждены: это тяжелейшая ошибка, поскольку вложение в образование – это не расходы государства, а долгосрочные инвестиции в человека. И даже президент Медведев нам не раз цитировал знаменитого нашего экономиста, позже американца и лауреата Нобелевской премии Василия Леонтьева: именно расходы на образование в долгосрочной перспективе самые выгодные…
Полный вариант интервью Олега Смолина смотрите в октябрьском выпуске телепрограммы «Образование – для всех».
В качестве иллюстрации к сказанному приводим фрагмент Стенограммы пленарного заседания Госдумы от 4 октября 2011 года. Выступает депутат Оксана Дмитриева:
– Уважаемые депутаты, я вынуждена прервать ваши ностальгические воспоминания по поводу лихих 90-х, 80-х годов и прочих. В моём выступлении также не будет отдельных моментов, кто, где и что сделал. Вот на фоне грызни между оппозиционными партиями, на фоне очень пламенных воспоминаний о прошлом, я хочу рассказать о том, что нам предстоит увидеть в лихом 2012 году. Потому что сейчас представлен бюджет на 2012 год, который, я думаю, заставит в 2012 году, после выборов задуматься всю нашу страну.
Хочу напомнить, что в 2010 году ошибка при представлении бюджета, за который «Единая Россия» проголосовала, составила 1 триллион 300 миллиардов. Сейчас много дискуссий по поводу того, хватает средств на увеличение на национальную оборону — не хватает, хочу вам сказать, что эта ошибка примерно равна ежегодным расходам на национальную оборону. Ошибка в 2011 году при представлении бюджета, опять же за который «Единая Россия» проголосовала, составила 2 триллиона 244 миллиарда. Эта ошибка уже тянет на все расходы на национальную оборону и правоохранительные органы вместе взятые. Поэтому это вот цена тех ошибок, которые вы принимаете и за которые вы голосуете.
Теперь посмотрим, что же нас ожидает в бюджете на 2012 год, который представлен в абсолютном молчании. Все готовы анализировать 37-й, 90-й, 80-й, но никто не готов посмотреть, что же запланировано в бюджете на 2012 год? Так вот, доходы опять занижены на 1 триллион рублей, поскольку вообще планируются с небольшим превышением по сравнению с 2011 годом. А зачем это делается? А делается затем, чтобы запланировать большой объём заимствований, займы планируются чистые на 1 триллион 300 миллиардов. При этом, на что же они берутся? А берутся они на то, чтобы пополнить Резервный фонд, потому что даже в бюджете планируется пополнить Резервный фонд на 500 миллиардов рублей.
Мы привыкли ссылаться на разные страны, развитые и неразвитые, БРИК и «восьмёрку», но, вы знаете, такого, чтобы одновременно в бюджете, в одном флаконе, запланировать дефицит и профицит, такого не было ни в одной стране. То есть, для того чтобы взять заем под семь-восемь процентов, положить его в Резервный фонд, а это профицит, и его разместить под 1,3-1,4 процента. Причём наглость вот этого бюджета состоит в том, что, если раньше такая операция как бы возникала случайно, ну, вот при исполнении бюджета так у нас получилось, но, поскольку вы и в 2010 году, и в 2011-м за всё это проголосовали, всё это одобрили, то они решили: а почему же сразу не планировать так в бюджете? Почему же сразу не планировать и профицит, и дефицит одновременно? Брать займы на то, чтобы сложить деньги в Резервном фонде и разместить их под проценты существенно меньшие. Вот такая операция.
Если бы её сделал кто-то из менеджеров предприятия, его бы судили за мошенничество и подведение предприятия под искусственное банкротство.
А теперь, что касается расходов. Вот, пока мы здесь опять всё вспоминаем, что у нас когда-то было, на 2012 год расходы на ЖКХ сокращаются в абсолютном размере на 42 процента. Это первый бюджет за все годы, где расходы на ЖКХ сокращаются в абсолютном размере и в таком объёме.
Далее. Что-то тут много говорилось по поводу инноваций, модернизации и всего прочего. Хочу вам сказать, что это первый бюджет, где расходы на фундаментальные исследования сокращаются в абсолютном размере. Также в абсолютном размере сокращаются расходы на культуру и на помощь субъектам Федерации.
Уважаемые коллеги, мы, конечно, за такой бюджет голосовать не будем, и мы предложим наш альтернативный бюджет. А вы по-прежнему можете обсуждать лихие 90-е.
За 20 лет 800 тысяч россиян покончили с собой.