И вновь ЕГЭ: кто «за»?


И вновь ЕГЭ: кто «за»?

На телеканале «Закон-ТВ» заместитель председателя Комитета по образованию Государственной Думы РФ Олег Смолин принял участие в полемическом проекте правового телевидения, созданного Ассоциацией юристов России и Холдингом «Газпром-Медиа», в программе «Кто за?». Передача была посвящена вопросам ЕГЭ: оптимальные оценки проверки знаний.

ЕГЭ существует десять лет, и все эти десять лет не утихают жаркие дискуссии. С одной стороны, десятилетие эксперимента показало несомненные плюсы ЕГЭ: знания оцениваются по более широкой шкале баллов, нежели раньше. Ученики из провинции получили возможность поступать в лучшие вузы страны. Кроме этого, из оценки системы знаний практически исключен человеческий фактор, что делает ЕГЭ более объективным.

Противники новой системы приводят один очень весомый аргумент – коррупционные скандалы, которые не утихают каждый год, не дают права ЕГЭ считаться наиболее объективной системой оценки знаний.

По оценке сторонника единого государственного экзамена, заместителя по развитию «Учительской газеты», члена Союза журналистов Вадима Мелешко, «за десять лет существования ЕГЭ общество перешло от остро агрессивного и тупого неприятия экзамена к более или менее агрессивному приятию, что показывает переход от эмоционального отторжения к логическому анализу его плюсов и минусов». Тех, кто принимает ЕГЭ, стало больше, врагов – меньше, и, по мнению Мелешко, это говорит о самой главной положительной тенденции.

Оппонируя своему противнику, Олег Смолин заметил, что «ЕГЭ – это одна из 76 позиций законопроекта «О народном образовании», подготовленного экспертами Всероссийского общественного движения «Образование – для всех» при поддержке фракции КПРФ в Государственной Думе, альтернативного правительственному законопроекту «Об образовании в РФ».

«Наша позиция, – подчеркнул Олег Николаевич, – заключается в следующем. Мы не предлагаем отменить ЕГЭ целиком, мы предлагаем перевести его исключительно на добровольную основу. Что касается аргументов моего оппонента, то они не выдерживают никакой критики. Социологические исследования однозначно показывают, что количество, безусловно принимающих ЕГЭ, сократилось по сравнению с началом эксперимента, число противников ЕГЭ выросло. Это не случайно: «глас народа – глас Божий». Более того, людей с высшим образованием за обязательный ЕГЭ выступает примерно 11%, за добровольный единый экзамен – примерно 70%. Мы полагаем, что если ЕГЭ останется в современном варианте, то есть, в тестоподобных заданиях, то Россия, которую пытаются превратить в «поле чудес», может превратиться в «страну дураков».

В ходе дискуссии обсуждались вопросы: какие конструктивные изменения были внесены в законодательство об образовании; как оценивают преподаватели высшей школы введение системы единого экзамена; насколько возросла коррупция в сфере образования за прошедшее после введения ЕГЭ время; снял ли единый экзамен проблему доступности детей из отдаленных регионов для поступления в престижные вузы страны и другие вопросы.

Заканчивая дискуссию, Олег Николаевич обратился к зрителям: «Давайте отдадим образование не политикам, а педагогам, родителям и самим детям. К моему великому сожалению, ЕГЭ, наряду с так называемым подушевым финансированием, теорией образовательных услуг, представлением о том, что мы должны формировать потребителя, попыткой построить элитарную систему образования – это часть системы мертвого образования. Нам нужно вернуться к живому образованию, как когда-то наши знаменитые соотечественники Рерихи предлагали живую этику. Образование – это всегда прямое взаимодействие учителя и ученика, это личность на личность. Попытка устранить учителя из оценки знаний, которая предпринимается ЕГЭ, бесперспективна. Мертвое образование понижает его качество, о чем говорят все международные исследования».

По итогам голосования, из 30 человек, находящихся в студии в качестве зрителей, ни один не счел ЕГЭ оптимальной проверкой знаний.

Недавние интервью О. Смолина на данную тему:

«Это новый шаг на пути создания в стране системы мертвого образования».

«Если финансировать школы с лучшими результатами ЕГЭ, неравенство в Москве усилится».

temp_anons:
На телеканале «Закон-ТВ» заместитель председателя Комитета по образованию Государственной Думы РФ Олег Смолин принял участие в полемическом проекте правового телевидения, созданного Ассоциацией юристов России и Холдингом «Газпром-Медиа», в программе «Кто за?». Передача была посвящена вопросам ЕГЭ: оптимальные оценки проверки знаний.