«Здоровье и образование как основа человеческого потенциала»


«Здоровье и образование как основа человеческого потенциала»

17 ноября, в Международный день студентов, в Московском гуманитарном педагогическом институте прошла Всероссийская молодежная конференция с элементами научной школы на тему: «Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения».

В конференции приняли участие представители Министерства образования и науки РФ, профильных региональных министерств и ведомств, научно-педагогические работники ведущих вузов России, молодые ученые, студенты, представители системы здравоохранения и образования Москвы и регионов, учреждений социальной сферы для молодежи, общественных организаций.

В рамках видеоконференции обсуждались вопросы взаимодействия институтов образования и семьи в воспитании здорового поколения; технологии формирования здорового образа жизни детей, подростков и молодежи в системе образования; подготовка педагогических кадров, компетентных в организации здоровьеформирующей деятельности в современных условиях и др.

С докладом «Здоровье как основа человеческого потенциала» выступил почетный профессор МГПИ, заместитель председателя Комитета по образованию Государственной Думы РФ Олег Смолин.

«Здоровье – это основа человеческого взаимообщения, – начал свое выступление Олег Николаевич, – особенно, если мы понимаем здоровье не только как средство, но и как социальный опыт. Многие социологи, экономисты и философы полагают, что основой развития человеческого капитала является именно образование».

По данным Центра изучения человеческого капитала Федерального института развития образования, в конце советского периода наша страна наверняка входила бы в десятку наиболее продвинутых стран по развитию человеческого потенциала, однако, по данным Организации Объединенных Наций, России отводится лишь 65-е место.

По составляющим развития человеческого потенциала еще 20 лет назад наша страна входила: по благосостоянию – в тридцатку лидеров (сейчас мы на 56-м месте); по образованию – в тройку лучших (сейчас – мы 53-е); по долголетию – в тридцатку лучших (сейчас мы – 97-е).

По оценкам Российской общественной палаты, современная Россия расходует на науку (в процентах от ВВП) примерно в четыре раза ниже, чем в развитых странах; на здравоохранение – примерно втрое меньше; на образование – половину от минимальной потребности.

Согласно опросу Левада-центра, состоянием медицины и обеспечением льготными лекарствами удовлетворены всего 15% населения; более 60% – не удовлетворены вовсе, другие же затруднились ответить.

«По образованию, и это признает президент РФ, – подчеркнул заместитель председателя думского комитета по образованию, – наша страна с передовых позиций откатилась назад; премьер РФ согласен с тем, что средняя заработная плата в российских вузах ниже средней заработной платы по стране. Еще в середине 90-х годов Мировой банк признавал, что средний уровень естественно-математического образования в России значительно выше, чем в большинстве стран мира. А в 2007 году отечественные социологи провели опрос по той же методике, что в Евросоюзе, и оказалось, что уже не особенно выше – кое в чем даже ниже, и тогда народ поразила следующая статистика: 28% российского населения согласились с утверждением, что Солнце – это спутник Земли. В 2011 году опрос повторили: тех, кто живет в докоперниковскую эпоху, стало 22% – прибавляем по проценту в год».

Согласно исследованиям, осуществляемым в рамках PISA, оказалось, что 20% российских старшеклассников функционально неграмотны: текст прочитать могут, но понять его не в состоянии.

«В рамках национального проекта «Образование», пятилетний юбилей которого отмечает страна, – напомнил Олег Николаевич, – государство оказывало поддержку только наиболее продвинутым школам и вузам. Другие образовательные учреждения получили высокое неравенство возможностей в области получения образования, в то время как серьезные социологи и философы образования утверждают, что для общего успеха страны высокий средний образовательный уровень населения значительно важнее, чем отдельные достижения».

«Почему образование является основой развития человеческого потенциала? Потому, – уверен профессиональный политик и ученый, практически всю свою жизнь посвятивший образованию, – что более образованные люди, и это давно доказано, становятся и более успешными в жизни. Более того, доказано, что уровень образования прямо связан с продолжительностью жизни: чем выше уровень образования, тем больше продолжительность жизни – образование прямо влияет на состояние здоровья».

По другим слагаемым человеческого потенциала Россия занимает первое место в мире по абсолютной величине убыли населения; количеству самоубийств среди детей и подростков; числу курящих детей и по количеству мест заключенных на 100 тысяч населения.

В чем видит выход депутат шести российских парламентов?

Общественное движение «Образование – для всех» при поддержке фракции КПРФ в Государственной Думе разработало проект федерального закона «О народном образовании», или «Образование – для всех». «Этот лозунг придуман не нами, – уточнил Олег Николаевич, – это лозунг ЮНЕСКО и Организации Объединенных Наций, я бы добавил еще один лозунг: «Хорошего образования много не бывает».

Сопоставительная таблица федерального законопроекта «Об образовании в РФ» и альтернативного «О народном образовании» содержит 76 пунктов. По 10 позициям точки зрения авторов обоих законопроектов совпадают, что, по оценке экспертов, прямо вытекает из Конституции РФ; по 24 позициям авторы альтернативного законопроекта предлагают ответы на те вопросы, которые Минобрнауки не очень хочет освещать; по 42 позициям точки зрения принципиально расходятся – альтернативный законопроект предлагает другой курс образовательной политики, направленный на обеспечение научно-образовательного прорыва.

Правительственный проект ничего не говорит о финансировании образования. «Мы требуем, – подчеркнул Олег Николаевич, – чтобы финансирование образования было повышено не менее чем вдвое – хотя бы до 7% от ВВП – не потому, что нам хочется столько, нам хочется значительно больше, но потому, что, в соответствие с опытом других стран, где происходило так называемое экономическое чудо, разработан примерно один и тот же алгоритм: сначала вложение в образование, затем – экономический рост. Новой экономике требуются более высококвалифицированные работники, они же ее и могут создавать. Ни одна страна в мире не проводила модернизацию при расходах на образование меньше 7% от ВВП. По данным Общественной палаты РФ, в России эти расходы составляют 3,5% – вдвое меньше минимально необходимого.

Правительственный законопроект ничего не говорит и об информационной среде. Авторы альтернативного проекта настаивают на воссоздании в России в метровом диапазоне государственного образовательного канала и требуют, чтобы государство поддерживало, в том числе преференциями, грантами, налоговыми льготами все те каналы, которые будут заниматься образованием. Без изменения информационного поля, уверен Олег Смолин, невозможно резко поднять образовательный потенциал населения, без этого невозможен научно-образовательный прорыв.

Правительственный законопроект требует сохранить в обязательном порядке проведение единого государственного экзамена. Альтернативный – предлагает сохранить ЕГЭ только для желающих и только на добровольной основе.

Также авторы альтернативного законопроекта не против выступают и участия в Болонском процессе, но исключительно на добровольной основе, что соответствует и самой Болонской декларации, которая предполагает расширение академической автономии вузов, а «не принудительную бакалавризацию всей страны».

Что касается преподавателей и студентов, то альтернативный законопроект требует, чтобы средние ставки преподавателей были выше двух средних заработных плат в промышленности, а студенческие стипендии вернулись на уровень 70% промышленного минимума, как было в советский период (а для социально необеспеченных студентов – на уровень прожиточного минимума).

«Мы убеждены, – заканчивая встречу, обратился к собравшимся Олег Николаевич, – что образование – одно из самых главных человеческих дел жизни. Когда меня спрашивают, почему мы так сильно заботимся об образовании для всех, я отвечаю цитатой из знаменитого американского просветителя 18 века Бенджамина Франклина, который на вопрос, почему он так заботится об образовании простолюдинов, ответил: «Потому что простолюдин, стоящий на философских ногах, намного полезнее для государства джентльмена, стоящего на коленях». Мы хотим, чтобы наше образование каждому гражданину России помогало стоять на собственных ногах. Вот тогда следующий или за ним следующий президент страны мог сказать: «Друзья, у меня приятное известие – на передовые позиции образование потихонечку возвращается». И тогда все мы сможем гордо сказать: «Да, мы возвращаемся в десятку лучших по развитию человеческого потенциала».

temp_anons:
17 ноября, в Международный день студентов, в Московском гуманитарном педагогическом институте прошла Всероссийская молодежная конференция с элементами научной школы на тему: «Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения».