После сенсационного безумного приговора – еще одна сенсация: по протесту прокуратуры Навального и Офицерова освободили из-под стражи до вступления приговора в законную силу. Это можно понимать по-разному.
Можно – как «сверхплюрализм», несогласованность действий различных силовых структур и «башен Кремля». В этом случае, перефразируя Рейгана, можно сказать: «Правая башня не знает, что делает крайне правая».
Но все это можно понимать и как «сверхстратегию», смысл которой может быть в следующем.
- Повысить интерес к московским выборам, который сейчас находится на низком уровне. Тем самым потенциально поднять их легитимность и значимость предполагаемой победы Сергея Собянина.
- Перераспределение голосов между кандидатами от оппозиции. Согласно оценкам социологов, если в Москве состоится второй тур, в него, наряду с Собяниным, могут войти либо Алексей Навальный, либо Иван Мельников. При этом Иван Мельников по всем социологическим данным имеет самый низкий антирейтинг, то есть, в случае второго тура, является самым опасным соперником для Сергея Собянина. Навальный же, по тем же опросам, в случае второго тура Собянину безусловно проигрывает. Понятно, что в таких условиях именно Мельников является наиболее неудобным кандидатом для Собянина во втором туре, и перераспределение протестных голосов в пользу Навального было бы, как ни странно, Собянину на благо.
- Держать страну и Москву в напряжении до последнего. В этом случае, если к концу августа социологи дадут Навальному очень высокий рейтинг, всегда можно подтвердить приговор. Если же сравнительно низкий, безопасный для кандидата от партии власти, то можно приговор отменить. Тем самым будет доказана тщетность надежд оппозиции на победу в относительно честных выборах, в самом оппозиционном и самом продвинутом городе России.
Мастером подобных сложных стратегических построений считался Владислав Сурков. Вячеслав Володин известен, как сторонник более простых вариантов. Насколько успешной окажется подобная стратегия пока сказать сложно. Судя по акциям протеста 18 июля, можно ожидать еще более массовых выступлений в конце августа, когда, согласно УПК, должно быть вынесено решение суда второй инстанции. Власть может переиграть саму себя.
Пока о версиях можно лишь гадать. До того, чтобы узнать правду, нам осталось примерно сорок дней.