При президенте Российской Федерации состоялось заседание Комиссии по делам инвалидов


При президенте Российской Федерации состоялось заседание Комиссии по делам инвалидов

Материалы к заседанию Комиссии по вопросу: «О реализации мер, направленных на содействие трудоустройству инвалидов и обеспечение доступности для них профессионального образования».

Государственная политика в сфере образования нацелена на создание равных условий по доступу граждан России к качественному образованию всех уровней, независимо от их места жительства, социального положения и состояния здоровья.

Сформированная и постоянно развивающаяся система общего образования инвалидов создает необходимые предпосылки для последующего профессионального образования, которое традиционно рассматривается как важная составляющая системы их непрерывного образования, значительно расширяющая возможности для профессионального самоопределения, последующего трудоустройства и социализации.

Для решения вышеуказанных задач федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации реализуют комплекс мер по созданию условий для профессионального самоопределения и получения инвалидами общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования, включая:

  • развитие нормативной правовой базы;
  • профориентационная работа с детьми-инвалидами;
  • создание доступной среды для профессионального обучения инвалидов;
  • подготовку, переподготовку и повышение квалификации педагогов, мастеров производственного обучения и сотрудников учреждений профессионального образования;
  • информационно-аналитическое и методическое обеспечение;
  • мониторинг и прогнозирование качества и уровня обеспеченности потребности инвалидов в профессиональном образовании.

За вопросы регулирования системы профессионального образования инвалидов отвечает Министерство образования и науки Российской Федерации.

В настоящем материале представлены ключевые задачи и подходы к обеспечению профессионального обучения и образования для инвалидов, оценка состояния действующей системы, а также предложения по ее дальнейшему развитию.

Нормативное правовое регулирование профессионального образования инвалидов Законодательство Российской Федерации в области образования, в соответствии с международными нормами, в том числе Конвенцией о правах инвалидов, предусматривает гарантии равных прав на образование для инвалидов.

Гарантии права инвалидов на получение профессионального образования установлены федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки, а также обеспечивает инвалидам получение начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. При этом для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) государство гарантирует всем гражданам общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья на основеспециальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности.

В соответствии с частью 5 статьи 71 Федерального закона дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях, имеют право на прием на обучение по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах установленной квоты.

Дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях, имеют право на прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Содержание образования и условия организации обучения инвалидов определяется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

В соответствии со статьей 79 Федерального закона профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.

Студентам, являющимся детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства, инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, назначается государственная социальная стипендия.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1921-р утвержден Комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования на 2012-2015 годы, в который, включены следующие меры:

  • утверждение требований к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в учреждениях профессионального образования, в том числе оснащенности образовательного процесса;
  • разработка рекомендаций по созданию требований в федеральных государственных образовательных стандартах профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ;
  • внесение изменений в утвержденные федеральные образовательные стандарты, а также при необходимости организация разработки и утверждение специальных федеральных образовательных стандартов профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ.

Во исполнение Федерального закона и Комплекса мер во все нормативные правовые акты, регулирующих деятельность по реализации образовательных программ профессионального образования, Минобрнауки введены положения, обеспечивающие доступность профессионального образования для лиц с ОВЗ и инвалидов.

В обеспечение положений Федерального закона, Минобрануки установлено, что начиная с 1 сентября 2014 года, квота приема для получения высшего образования по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов устанавливается ежегодно образовательной организацией в размере не менее чем десять процентов общего объема контрольных цифр приема граждан на очередной год.

В Порядок приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования включены положения о том, что лица с ограниченными возможностями здоровья при поступлении в образовательные организации сдают вступительные испытания с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких поступающих.

При проведении вступительных испытаний должно обеспечиваться соблюдение следующих требований:

  • вступительные испытания проводятся для лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с поступающими, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для поступающих при сдаче вступительного испытания;
  • присутствие ассистента, оказывающего поступающим необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором);
  • поступающим предоставляется в печатном виде инструкция о порядке проведения вступительных испытаний;
  • поступающие с учетом их индивидуальных особенностей могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться необходимыми им техническими средствами;
  • материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа поступающих в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений).

Обучение ведется по образовательным программам, разработанных образовательным учреждением на основе примерных образовательных программ рекомендуемых Минобрнауки. В свою очередь, примерные образовательные программы разработаны на основании требований Федеральных государственных стандартов (ФГОС).

На сегодняшний день во все ФГОС среднего и высшего образования включены положения, касающиеся обучения инвалидов, в том числе:

  • для инвалидов и лиц с ОВЗ срок получения образования по индивидуальным учебным планам может быть увеличен не более чем на один год в вузах и не более чем на 6 месяцев в ссузах;
  • при обучении инвалидов и лиц с ОВЗ электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах;
  • дисциплины «Физическая культура» и «Прикладная физическая культура» реализуются в особом порядке, установленном образовательной организацией для инвалидов и лиц с ОВЗ выбор мест прохождения практик согласуется требованием их доступности для данной категории обучающихся;
  • при проектировании и реализации программ образовательная организация должна обеспечить обучающимся возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе специализированных адаптационных дисциплин (модулей) для инвалидов и лиц с ОВЗ, в объеме не менее 30% от объема вариативной части ФГОС;
  • обучающиеся инвалиды и лица с ОВЗ должны быть обеспечены печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья;
  • при организации инклюзивного образования инвалидов и лиц с ОВЗ могут использоваться иные источники финансирования, не запрещенные законом;
  • конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине (модулю) и практике устанавливаются образовательной организацией самостоятельно (в том числе особенности процедур текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации при обучении инвалидов и лиц с ОВЗ) и доводятся до сведения обучающихся в сроки, определенные в локальных нормативных актах.

Таким образом, на федеральном уровне создана необходимая нормативная правовая база, обеспечивающая реализацию долговременной государственной политики по формированию доступности профессионального образования для инвалидов.

Профориентационная работа с детьми-инвалидами Мониторинг показывает, что ежегодно до 20-30% студентов-инвалидов отчисляются из образовательных организаций профессионального образования, не закончив обучение. Отчисление происходит, как правило, по причине состояния здоровья студентов-инвалидов или потому, что в процессе обучения студент-инвалид понимает, что выбрал не то направление подготовки, не ту специальность, по которой сможет в дальнейшем работать.

Поэтому важна роль федеральных учреждений медико-социальной экспертизы и психолого-медико-педагогических комиссий, одна из задач которых – подготовка индивидуальной программы реабилитации инвалида в части рекомендаций по профессиональному образованию.

Целенаправленная работа по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению детей-инвалидов в старших классах школы, позволяет улучшить мотивацию, сориентировать на востребованные обществом профессии, снизить последующий отсев инвалидов, поступивших для получения профессионального образования.

В целях обеспечения методической базы для формирования осознанного оптимального выбора будущей профессии для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (далее – ФЦПРО) был реализован проект «Внедрение программ и учебно-методических комплектов по предпрофильной подготовке и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья».

В процессе реализации проекта были разработаны программы и учебно-методические комплекты по предпрофильной подготовке и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья, которые затем в соответствии с потребностями рынка труда апробированы в 16 субъектах Российской Федерации на базе образовательных организаций:

а) для детей с нарушениями слуха (Республика Хакасия, Удмуртская Республика, Калужская, Курская, Московская области) программы элективных курсов «Основы фермерского хозяйства» и «Парикмахерское искусство»;

б) для детей с нарушениями зрения (Республика Саха (Якутия), Ставропольский край, Липецкая, Архангельская область, Ульяновская области) программы элективных курсов «Музыкальное обучение», «Основы редактирования звука», «Тифлоинформатика», «Тактильный коллаж как вид декоративно-прикладного искусства для слепых и слабовидящих»;

в) для детей с нарушениями интеллекта (Удмуртская Республика, Краснодарский край, Курская, Костромская, Свердловская, Ивановская области) программы элективных курсов «Животноводство», «Пчеловодство», «Ландшафтный дизайн», «Помощник воспитателя», «Народная художественная вышивка»;

г) учебно-методические комплекты ориентационных элективных курсов «Мой жизненный выбор», «Моя профессиональная карьера».

С целью формирования, обобщения и дессеминации опыта внедрения программ учебно-методические комплекты по предпрофильной подготовке и профессиональной ориентации детей с ОВЗ были проведены обучающие мероприятия для специалистов органов управления образованием, руководящих и педагогических работников образовательных организаций: курсы повышения квалификации, учебно-консультационный семинар, обучающие семинары, Всероссийская научно-практическая конференция.

В ходе реализации указанного проекта в обучающих мероприятиях и семинарах приняло участие 4 685 человек из 76 субъектов Российской Федерации.

С целью совершенствования работы по профессиональной ориентации детей-инвалидов в 2013 году ФГБОУ ВПО Российский государственный социальный университет (РГСУ) по заказу Минобрнауки России в рамках государственного задания выполнил прикладную научно-исследовательскую работу (далее – НИР) по теме: «Разработка и апробация диагностической системы профориентационной работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья», основными результатами которой является диагностическая система профориентационной работы с учащимися с ОВЗ и пособие с методическими рекомендациями по работе диагностической системой профориентационной работы с учащимися с ограниченными возможностями.

В рамках выполнения НИР была апробирована комплексная программа профессиональной ориентации учащихся с ОВЗ, состоящая из различных блоков, таких как, профессиональное просвещение и информирование, профессиональная консультация и диагностика, профессиональный отбор (подбор), профессиональная адаптация, профессиональное образование и воспитание. В диагностической профориентационной системе учтены инновационные методические разработки по профориентационной работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья в России и за рубежом (учтен опыт США, Германии, Франции, Голландии, Чехии).

Система теоретически обоснована, опирается на зарубежный и отечественный опыт профдиагностики и профориентации, включает опыт реализации проектов организаций системы ООН (ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО и др.) по защите детей с особыми нуждами.

В 2014-2015 годах предстоит через систему повышения квалификации, организацию стажировочных площадок обеспечить широкое распространение успешных методических наработок в образовательных организациях страны.

Доступность профессионального образования инвалидов

В системе органов социальной защиты населения функционируют образовательные учреждения среднего профессионального образования, предоставляющие образовательные услуги только инвалидам (техникумы-интернаты, колледжи-интернаты). Кроме того, существуют высшие учебные заведения, созданные специально для получения образования обучающимися этой категории (например, Московский государственный социально-гуманитарный институт, Московский государственный специализированный институт искусств).

Вместе с тем большинство инвалидов обучается в обычных образовательных учреждениях профессионального образования.

По данным базы ВПО-1 и мониторинга в 2013 году контингент студентов-инвалидов в ссузах составил 10 940 человек, в вузах – 13 685 человек.

В 2013 году прием студентов-инвалидов в ссузы составил – 3 925, в вузы – 4 638 человек.

Наиболее востребованными направлениями подготовки в вузах среди студентов-инвалидов являются: Педагогическое образование, Экономика и бухгалтерский учет, Юриспруденция, Дизайн, Специальное (дефектологическое) образование, Социальная работа, Прикладная информатика, Менеджмент. Среди инвалидов, обучающихся в ссузах, наиболее востребованы профессии и специальности среднего профессионального образования по следующим направлениям: Информатика и вычислительная техника, Экономика и управление, Техника и технологии строительства, Изобразительное и прикладные виды искусств.

Минобрнауки России провел в подведомственных образовательных организациях мониторинг обеспечения доступности высшего образования для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья. В мониторинге принял участие 221 вуз, из числа подведомственных Минобрнауки. По данным мониторинга в этих вузах обучается 11 317 студентов-инвалидов, что составляет 0,4% от всех обучающихся в этих вузах студентов. По очной форме обучается 9 383 студентов-инвалидов (82,9%), по заочной форме – 1 146 (10,1%), с использованием дистанционных технологий – 643 (5,7%). В Мониторинге приняли участие все желающие вузы, обладающие опытом подготовки инвалидов. С учетом, что в России действует на настоящий момент более 700 государственных вузов, следует ожидать существенно большую вовлеченность инвалидов в профессиональное обучение.

По данным мониторинга наличия в учреждениях профессионального образования безбарьерной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в 2013 году:

в субъектах Российской Федерации студенты-инвалиды и лица с ОВЗ обучались в 1213 организациях среднего профессионального образования, 24 организациях высшего профессионального образования и 53 организациях дополнительного профессионального образования. Указанные образовательные организации располагаются в 10 305 зданиях, из них 6 444 здания являются местами предоставления образовательных услуг и местами для временного проживания обучающихся (общежития), в том числе в 3 016 зданиях обучаются и проживают инвалиды и лица с ОВЗ (47%) от количества зданий, в которых обучаются и проживают все студенты). При этом количество зданий, которые частично или полностью приспособлены для получения профессионального образования, а также временного проживания инвалидов, составляет 2 842 (44% от количества зданий, в которых обучаются и проживают все студенты).

В подведомственных 24 федеральным органам исполнительной власти студенты-инвалиды и лица с ОВЗ обучались в 538 организациях высшего профессионального образования и 13 организациях дополнительного профессионального образования. Указанные образовательные организации располагаются в 22 740 зданиях, из них 10 515 зданий являются местами предоставления образовательных услуг и местами для временного проживания обучающихся (общежития), в том числе в 6 393 зданиях обучаются и проживают инвалиды и лица с ОВЗ (61% от количества зданий, в которых обучаются и проживают все студенты). При этом количество зданий, которые частично или полностью приспособлены для получения профессионального образования, а также временного проживания инвалидов, составляет 6 046 (58%) от количества зданий, в которых обучаются и проживают все студенты).

Частичное или полное приспособление зданий с целью создания универсальной безбарьерной среды не является достаточной мерой для обеспечения необходимых условий для получения профессионального образования инвалидов.

Согласно данным мониторинга, в настоящее время только в 8% образовательных организаций среднего профессионального образования и высшего образования полностью обеспечены условия для профессионального образования инвалидов, включая доступность зданий для обучения и проживания в общежитиях лиц с ограниченными возможностями здоровья, материально-технические условия, кадровые и т.д. В 2016 году планируется, что полностью доступными для инвалидов будут 15% образовательных организаций среднего профессионального образования и высшего образования.

Отметим, что согласно действующему порядку, общежитие для нуждающихся студентов-инвалидов, предоставляется бесплатно.

В целях обеспечения доступности профессионального высшего образования, в 2010 г. приказом Минобрнауки России был определен перечень базовых образовательных учреждениях высшего профессионального образования, обеспечивающих условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки России от 30 декабря 2010 г. № 2211 «О базовых образовательных учреждениях высшего профессионального образования, обеспечивающих условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья» (далее – Приказ № 2211).

Структурные подразделения базовых вузов, осуществляющие подготовку студентов-инвалидов, оснащены материально-технической базой, обеспечивающей проведение учебного процесса с использованием специализированных средств, в том числе дистанционного обучения.

Согласно пункту 2 Приказа № 2211 ректорам указанных образовательных учреждений предписано обеспечить методическое сопровождение деятельности по созданию условий для обучения студентов из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и для других вузов страны.

Таким образом, в настоящее время действует сеть методических центров, позволяющая осуществлять поэтапное внедрение передовых методик обучения инвалидов в вузах России.

Одним из эффективных способов обеспечения доступности образования является дистанционное обучение.

Дистанционное обучение инвалидов

Возможности дистанционного обучения постоянно возрастают: увеличивается количество вузов и повышается качество технологий дистанционного обучения.

По экспертным оценкам, не менее чем в 80% вузов для студентов открыт доступ к образовательным порталам вузов, где они могут получить учебный материал, необходимый для подготовки к занятиям.

Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий может осуществляться при реализации любой формы обучения (очной, заочной, очно-заочной). Такое обучение предполагает комплекс образовательных услуг, предоставляемых инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии. Повышению эффективности и качества дистанционного обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья способствует выбор интерактивных средств обучения, обеспечивающих оперативное взаимодействие с преподавателем, с другими студентами, а также с учебным материалом.

В последние годы многие вузы развивают обучение инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий. 14% (30 вузов) на практике применяют дистанционные технологии при обучении студентов-инвалидов, хотя технологическая готовность к дистанционному обучению студентов-инвалидов по данным мониторинга есть у 36% (80 вузов). По дистанционной технологии обучается 6% (652 чел.) от всех студентов-инвалидов, обучающихся в вузах, прошедших мониторинг. 4% студентов-инвалидов (490 чел.) обучаются с применением дистанционных технологий в головных вузах; 1% (162) – в филиалах вузов. Наибольшее число студентов-инвалидов, обучающихся с применением дистанционных технологий, учатся в вузах: Российский государственный социальный университет (132 студента в головном вузе, 116 в филиалах); Университет управления «ТИСБИ» (96 студентов в головном вузе, 31 в филиалах); Оренбургский государственный университет (80 студентов в головном вузе); Санкт-Петербургский государственный экономический университет (47 студентов в головном вузе); Челябинский государственный университет (27 студентов в головном вузе); Новосибирский государственный педагогический университет (23 студента в головном вузе); Донской государственный технический университет (12 студентов в филиалах). В остальных вузах дистанционно обучается от 1 до 9 студентов-инвалидов.

Всего базовые вузы обучают с применением дистанционных технологий 389 человек, что составляет 3,4% от числа студентов-инвалидов, обучающихся в 219 вузах, прошедших мониторинг. В отношении к числу студентов-инвалидов, обучающихся в 33 базовых вузах, это составляет 8,6%.

Учитывая повышенный спрос на дистанционное обучение у инвалидов, это аправление деятельности вузов требует дальнейшего развития.

Прогноз потребности в профессиональном образовании инвалидов

Прогноз потребности в профессиональном образовании инвалидов строиться на основе оценки количества потенциальных абитуриентов, из числа детей, имеющих инвалидность в школьные годы, а также оценки доли инвалидов, желающих и имеющих физические возможности для продолжения образования.

Ежегодно прием в образовательные организации высшего образования инвалидов с детства и инвалидов 1 и 2 групп составляет более 4 500 человек, в ссузы – более 3 500 человек. В случае создания в вузах и ссузах необходимых условий для обучения инвалидов большинство выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов смогли бы получать профессиональное образование в доступной для них форме.

Ежегодно 9 (10) класс специальных (коррекционных) образовательных организаций заканчивают более 20 000 детей с ограниченными возможностями здоровья, из них примерно 70% продолжают обучение в 10 классе, около 20% стремятся учиться в колледжах. 11(12) класс – завершают около 5 000 детей с ограниченными возможностями здоровья. Около 12 000 детей-инвалидов выпускаются ежегодно из общеобразовательных организаций.

В рамках мероприятия приоритетного национального проекта «Образование» «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» созданы условия для получения общего образования с использованием дистанционных образовательных технологий 25 тысячам детей-инвалидов, обучающихся по медицинским показаниям на дому. Ежегодно около 2 тысяч детей-инвалидов выпускаются из школ и изъявляют желание дистанционно получать профессиональное образование.

Анализ предыдущей практики показывает, что до 70% выпускников школ — инвалидов, являются потенциальными абитуриентами ссузов и вузов. Таким образом, грубые оценки показывают, что потенциально для вновь поступающих может быть востребовано в системе профобразования до 12 000 мест. Вместе с тем, детальных исследований по этому поводу на настоящий момент не проводилось.

В 2014 г. всего выделено вузам страны 409 374 бюджетных мест для вновь поступающих, из них квотированные места (10%) составят 40 930 бюджетных мест. Таким образом, квота, которая выделяется на любую специальность и любое направление подготовки, обеспечит потребность инвалидов в бюджетных местах.

Другими словами, уже сегодня можно гарантировать бюджетное место для инвалида в одном из вузов. Задача состоит в том, чтобы обеспечить необходимые условия и качество для его подготовки.

В рамках развития среднего профобразования для субъектов федерации ставится задача до 2016 года обеспечить в каждом муниципальном образовании (городском или сельском округе) возможность обучения для инвалида.

В рамках развития высшего профессионального образования стоит задача до 2016 года обеспечить возможность обучения инвалида в каждом регионе (85 вузов), а к 2020 году – не менее 160 вузов.

Меры, необходимые для дальнейшего развития сферы профессионального образования инвалидов:

  • совершенствование законодательства, регламентирующего создание условий для получения профессионального образования инвалидами, в том числе в части обеспечения гарантированного первого рабочего места для выпускников;
  • создание системы мониторинга соблюдения права инвалидов на получение профессионального образования;
  • создание условий для получения инвалидами профессионального образования в образовательных учреждениях, максимально приближенных к месту их жительства;
  • включение в программы развития вузов и ссузов мероприятий, направленных на создание условия для профессионального образования инвалидов, как обязательное требование;
  • рассмотрение возможности включения в критерии оценки эффективности вузов, наличие условий для качественного образования инвалидов;
  • увеличение доли образовательных организаций среднего профессионального образования и высшего образования, обеспечивающих доступность качественного обучения и проживания лиц с ограниченными возможностями здоровья, не менее чем 25% в 2020 году;
  • обеспечение условий для дистанционного профессионального образования инвалидов не менее чем 50% вузов, и не менее 25% ссузов к 2016 году;
  • обеспечение контроля за соблюдением прав инвалидов в образовательных организациях профессионального образования;
  • повышение эффективности профориентационной работы с детьми-инвалидами, введение соответствующих программ в системе общего образования;
  • организация системы необходимой подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образовательных учреждений профессионального образования для работы с обучающимися из числа инвалидов (не менее чем 1 раз в пять лет);
  • организация межведомственного взаимодействия, взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с негосударственными структурами, в том числе с общественными объединениями инвалидов, в решении проблем профессионального образования инвалидов, а также трудоустройства инвалидов, получивших профессиональное образование.
  • создание условий для разработки и внедрения новых технологий и оборудования для обеспечения обучения студентов-инвалидов по широкому спектру профессий и специальностей.

Заместитель министра Минобрнауки России В.Ш. Каганов

temp_anons:
Материалы к заседанию Комиссии по вопросу: «О реализации мер, направленных на содействие трудоустройству инвалидов и обеспечение доступности для них профессионального образования».