Зампред Комитета по образованию Госдумы Олег Смолин в интервью Pravda.Ru объяснил, как России возродить систему профтехобразования.
– За реформами в Министерстве образования и науки как-то на второй план ушла тема профтехобразования, очень важная для развития России. Каково, на ваш взгляд, сегодняшнее положение дел в этом вопросе?
– Утраченное мы не только не восстановили, но я думаю, что есть серьезные основания для беспокойства. Основания следующие.
Практически все учреждения не только начального профессионального образования, бывшие ПТУ, но и бывшие техникумы – теперь это средние профессиональные учебные заведения – переданы в регионы. А поскольку региональные бюджеты в среднем гораздо беднее федерального, и, если верить статистике, количество регионов с достаточными бюджетами за последнее время сократилось с 22 до 11 из 85 регионов РФ, можно говорить о том, что неравенство возможностей для получения профессионального образования усилилось.
Эти возможности зависят от того, какие приоритеты у властей региона и какие у них финансовые возможности. Новый закон об образовании ликвидировал начальное профессиональное образование как особый его уровень (ПТУ). Это, вроде бы, хорошо, вроде бы всех перевели на систему среднего профессионального образования, в техникумы, сделали особые программы подготовки квалифицированных рабочих, но при этом у ребят в ПТУ были определенные гарантии и льготы, которых в техникумах нет.
И на этом нуждающиеся в социальной поддержке ребята, которых мы обычно называли «ПТУшниками», потеряли по оценкам министра образования Е.В. Ткаченко 40 миллиардов рублей. Это оценки экс-министра образования, а ныне академика Евгения Ткаченко.
И еще один момент. Я думаю, что где-нибудь осенью мы – движение «Образование – для всех» – будем проводить специальный круглый стол по поводу поступивших к нам аналитических материалов, в которых серьезные эксперты говорят о том, что вот эти последствия, о которых я уже упомянул, приведут к возникновению кризиса с подготовкой рабочих кадров.
Так что министерство, с одной стороны, говорит о том, что мы должны готовить меньше формальных людей с высшим образованием, и больше людей, умеющих работать руками. А с другой стороны, похоже, что в этой области нас тоже ожидают серьезные проблемы. Я уже не говорю о том, что в последнее время на разного рода международных соревнованиях среди представителей рабочих специальностей мы, мягко говоря, не блещем.
Если наши математики или информатики показывают себя очень хорошо, то наши сварщики, слесаря и так далее – нет. Это, конечно, вторичный симптом, но тоже симптом. Я считаю, что с учетом того, что нам сейчас предстоит возвращаться к идее самостоятельного производства, отказываться от экономики керосиновой лавки, вольно или невольно в условиях международной ситуации, мы должны сделать резкий поворот в сторону поддержки и подготовки рабочих кадров.
– Остались ли сейчас у промышленных предприятий в России связанные с ними ПТУ, которые обеспечивают их кадрами?
– Большинство промышленных предприятий передали ПТУ государству. Осталось в некоторых, наиболее процветающих. Дело в том, что до самого недавнего времени высокотехнологичные предприятия России лежали на боку. Средняя зарплата на предприятиях оборонного комплекса до недавнего времени (не знаю, как сейчас – может быть, увеличилась в связи с госзаказом) была значительно ниже средней по стране. Практически вдвое.
Поэтому возможности поддерживать эти рабочие специальности у предприятий были очень маленькими. Надеемся, что ситуация отчасти изменится в связи с увеличенным оборонным заказом, но хотел бы заметить, что во всем мире систему профессионального образования поддерживает именно промышленность и сельское хозяйство. Поэтому мне представляется, что первое, что нужно сделать для возрождения системы профтехобразования – принять программу поддержки отечественной промышленности.
– А новые колледжи – насколько они соответствуют запросам времени?
– Я не могу дать однозначной оценки, поскольку это целиком зависит от возможностей региона. Наверняка в продвинутых регионах вновь открываемые колледжи снабжаются современной техникой. Но в целом, я недавно встречался с большим количеством руководителей колледжей, в целом оборудование крайне устарело, очень многие пользуются еще тем, что было в советские времена.