Цифры и факты: выдержки из стенограммы «правительственного часа»


Цифры и факты: выдержки из стенограммы «правительственного часа»

8 октября 2014 года в рамках «правительственного часа» перед парламентариями выступил министр экономического развития Российской Федерации Алексей Улюкаев.

Свой отчет министр начал с краткой характеристики экономической ситуации: «По статистике 8 месяцев (текущего года) идем чуть лучше, чем было написано в прогнозе. У нас сейчас 0,7% рост ВВП (по прогнозу 0,5%). Динамика промышленного производства 1,3%, обрабатывающей промышленности – 2,2% к соответствующему периоду прошлого года. Рост сельского хозяйства – 4,9%». Все перечисленное, по его мнению, «база, которая позволяет нам немножко продвигаться вперед», с одной стороны, с другой, – рост обеспечили меры, принятые для контроля тарифов естественных монополий, для снижения нагрузки издержек на российский бизнес, что дало рост финансового результата на 9,8%.

В то же время министр призвал «не обольщаться» перечисленными цифрами, так как «интегральный показатель, рост ВВП, крайне низкий, и это, прежде всего, определяется плохой динамикой инвестиций». Их сейчас, по словам А.Улюкаева, «минус 2,6% в основной капитал, корреспондирующая с этим динамика строительства минус 3%».

Причины спада министр объяснил «тремя базовыми обстоятельствами». Первое, «нисходящая ветвь делового цикла, снижение конъюнктуры, спросовые ограничения». Второе, «мощные структурные ограничения, связанные с высокими издержками предприятий»: тарифы, зарплата, издержки на логистику. Третье, «косвенные издержки – налоговое и квазиналоговое бремя»: различного рода экологические, природоохранные платежи, сертификации и опасные условия производства, – они составляют 35-40%.

При этом министр отметил, что «рост кредитного портфеля вполне приличный, порядка 15% в год», и предприятиям «нужно помочь сделать выбор в пользу инвестиционного развития», создавая «комфортные инструменты для инвестирования». Один из таких инструментов – проектное финансирование. По постановлению Правительства и нормативно-правовым актам Банка России, на эти цели может направляться: от 1 млрд. до 20 млрд. рублей в отрасли материального производства на 10 лет с ценой финансирования для конечного заемщика – ключевая ставка Банка России плюс 1% (не выше 9%).

«Непростые глобальные условия» также не обошел вниманием министр. Это «тот риск, под который поставлены наши внешнеэкономические связи, механизмы введенных санкций, которые имеют явно политическую природу, экономически никак не обоснованы. Важнейшим здесь для нас риском является риск закрытия финансовых рынков», – заявил он, подтвердив, что этот риск «уже материализованный». Поэтому до 2015 года суммы порядка от 90 млрд. до 160 млрд. долларов должны будут рефинансированы за счет внутренних источников.

Говоря о разработке программы импортозамещения, министр предостерег от его превращения «в систему консервации устарелых технологий». Также отметил важность мер по поддержке нецелевого экспорта и назвал цель на «ближайшую трехлетку не меньше 6% роста несырьевого экспорта», для этого выстраивается новая система поддержки, состоящая из страхового гарантийного покрытия и кредитования. В качестве примера министр привел деятельность агентства «Иксар» и «Росэксимбанка».

В заключение А. Улюкаев выразил уверенность, что перечисленные им меры и подходы позволят преодолеть «затяжной спад и в следующем году выйти на уровень 1,3% роста ВВП и в 2017 году – до 3%».

Представляют интерес выступления депутатов от фракций КПРФ и «Справедливой России». Публикуем выдержки.

Потапов А.В., фракция КПРФ: В 2013 году отток капитала из России составил более 70 миллиардов долларов.

Структура экономики сохраняет уродливые олигархические формы 90-х. Здоровая конкуренция падает. Даже торговые сети выстраивают денежные заборы перед российскими производителями. Нет реальной борьбы с коррупцией. Попытки Компартии исключить возможные криминальные схемы в законе о госзакупках были заблокированы. Если ничего не менять, то Россию ждут удручающие перспективы дальнейшей стагнации и нарастающей зависимости страны сырьевого придатка от цен на природные ресурсы.

Миф о безусловном преимуществе частного предприятия над государственным тоже проваливается. И, мы видим, как выкачивание средств из предприятий хозяевами вилл на Лазурном берегу ведёт к расслоению и обнищанию населения, а порой к гибели производства. За жадность и головотяпство частных собственников Саяно-Шушенской ГЭС народ расплатился жизнями погибших и огромными расходами на восстановление.

Необходимо менять курс. Как минимум, необходима национализация в базовых отраслях. Основой экономики должны стать базовые госпредприятия, кооперация с малым и средним частным бизнесом. Восстановить единую энергетическую, транспортную и телекоммуникационную системы. И не надо бояться мифа ухода иностранных инвесторов. Уйдёт спекулятивный капитал, а серьёзные инвесторы останутся. Надо провести в реальности модернизацию производства.

Советский промышленный потенциал изношен в среднем вдвое, коммуналка и тепло – на 80 процентов.

Сократилось производство множества товарных позиций. В 2013 году в России сделано 32 гражданских самолёта, а в СССР делали до двухсот и более. Корабли ежегодно закупаем за границей дедвейтом 1 миллион тонн, а свои верфи стоят. Импорт машин и оборудования за полугодие составил 2,6 триллиона, а экспорт – всего 4 процента от общего объёма.

Число больничных учреждений сократилось вдвое, поликлинических – на 15 процентов. Закрыто 42 тысячи детских садов, 1,7 миллиона детей – в очереди.

Отменено 235 поездов дальнего следования из 820. Из тысячи трёхсот аэропортов до 1992 года осталось 329. 80 процентов самолётов – иностранные. За последние 10 лет построено всего 40 новых производств, а 260 – закрыто.

Денежно-кредитная политика со времён Кудрина не изменилась. Необходимо прекратить держать за рубежом валютные накопления, которые могут арестовать, а предприятиям нужны длинные кредиты под низкий процент. Может быть, и отменить, наконец, бюджетные правила, а суверенные фонды отдать на кредитование. Не стимулировать инфляцию, не вводить налог с продаж, не повышать тарифы ЖКХ. Необходимо изменить законодательство с целью сокращения издержек производства, прекратить членство в ВТО, которое реально наносит ущерб экономике. Прекратить возмещение налога экспортёрам сырья. Ввести госрегулирование цен на основные виды сельхозпродукции, прогрессивную шкалу налогообложения.

Вернуть торговлю в собственность России, сейчас 90 процентов принадлежит иностранным торговым сетям.

Только новая экономическая модель развития в интересах будущего всех слоев общества может стать основой для совместной и конструктивной работы граждан и политических партий.

Зубов В.М., фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ»: О кризисе сложившейся экономической модели свидетельствует множество индикаторов.

Валовый национальный продукт.

1999 года. Прирост – 6,4. 2000 год – 10. 2013 год – 1,3. 2014 год – близко к нулю.

Национальные предприятия по существу не генерируют новых продуктов, новых технологий, тем более отраслей. Идёт обесценивание производственных активов, о чём свидетельствует фактически не растущий со времён финансового кризиса отечественный фондовый рынок.

Но главное – ускоряющаяся миграция активной молодёжи, потенциальных предпринимателей. С 2011 года по 2013 год количество выехавших за рубеж увеличилось в пять раз.

Особое отрицательное влияние оказывает искусственно сформированная суррогатная инвестиционная система. Система избирательного перекачивания с помощью бюджета налогов рентабельных предприятий в убыточные бизнесы. Прямое бюджетное датирование произвольно избранных любимчиков. Докапитализация ВЭБа и госбанков, кредитующих нерентабельные проекты, не эффективно использующие аккумулируемые налоги в Фонд национального благосостояния и другие спецфонды, и фонд промышленности, агентства и особые структуры.

Перецентрализации финансовых ресурсов практически исключили регионы из активной экономической жизни. Региональные бюджеты зависят от налогов на эффективность, налога на прибыль, в то время, как на федеральном уровне основные налоги от затрат: НДС, НДПИ. Но все основные рычаги влияния на эффективность законодательную и финансовую в центре высокопрофицитный консолидированный федеральный бюджет, если учитывать Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, подталкивают к нерациональному использованию национальных ресурсов.

Наши предложения.

Первое. Сменить экономический градусник. Не валовый внутренний продукт сегодня определяет качество тренда экономического развития, конкурентоспособность российской экономики, а новые растущие бизнесы, производящие новые продукты с помощью новых технологий, и, соответственно, объём получаемых налогов с этих новых предприятий. Стимулируя частный бизнес, они накачивают деньгами госкомпании. В сложившейся ситуации это вообще единственный шанс удерживать экономику на плаву.

Во-вторых, современные отрасли создаются частным бизнесом. Частный бизнес модернизирует и традиционные государевы секторы, например, космос. Хотя и в ограниченных размерах, но импортозамещение возможно только при опоре на частный бизнес.

Следует пойти на приватизацию, включая госкорпорации, а, может быть, и начать с них, руководствуясь не уровнем разового дохода, а последующими налогами и повышенной эффективностью.

Остановить использование средств Фонда национального благосостояния под нерентабельные проекты, из всех перечисленных здесь министром, все нерентабельные были. Вернуть в экономику накопительную часть пенсионной системы. Максимально декриминализировать статьи, касающиеся предпринимательской деятельности. Перераспределить бюджетные ресурсы в сторону регионов, хотя бы 50 на 50, как было в начале 2000-х. Уйти от плоской шкалы налогообложения, которая себя не оправдала, ну, посчитайте. Ввести закон о госрегулировании тарифов на услуги естественных монополий. Прошедший год показал, что без закона у правительства явно не получается сдерживать затратную экспансию монополий.

temp_anons:
8 октября 2014 года в рамках «правительственного часа» перед парламентариями выступил министр экономического развития Российской Федерации Алексей Улюкаев.