Вопросы здоровья в учреждениях профессионального образования: состояние и проблемы отрасли и законодательства

. Москва. Государственная Дума

Председательствует Гильмутдинов И.И., председатель подкомитета по вопросам здоровья и физического воспитания обучающихся Комитета по образованию ГД.

Смолин О.Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Ильдар Ирекович!

Ценя ваше время и уважая регламент, я начну сразу с предложений. Всего их будет 11.

Предложение первое. Это массовый мониторинг. Не секрет, что здоровье школьников мы знаем лучше, чем здоровье тех, кто учится в профессиональных учебных заведениях. Вот сегодня я впервые с удовольствием вместе с тревогой выслушал то, что нам говорили коллеги из Минздрава. Ну, предполагаю, что здоровье студентов в других учебных заведениях может оказаться ещё хуже чем в фармацевтических и медицинских, потому что там, по крайней мере, специалисты в этой области.

Мы знаем, например, что у порядка 68% школьников, по данным соответствующего института, здоровье не соответствует элементарным нормам. Сколько у студентов, знаем пока только по медицинским фармацевтическим вузам.

Предложение второе. Всеобщая диспансеризация. За счёт бюджета и в режиме экономии времени. Многие студенты, с которыми я общался, говорят, что диспансеризация имеет формальный характер. Есть, между прочим, электронные технологии, я знаю по меньшей мере две, обе опробовал, которые дают общее представление и указывают на существующие проблемы в достаточной степени достоверно. На мой взгляд, это могло бы позволить сэкономить некоторые деньги, а тех, у кого электронными технологиями выявляются проблемы, уже направлять на более подробные специальные медицинские исследования.

Третье. Питание. Закон «О высшем послевузовском профобразовании» 1996 года устанавливал специальные дополнительные выплаты для студентов на питание. Не исполнялся. Между тем, опять же по аналогии со школой, у меня есть официальное письмо начальника департамента прежнего министерства образования и науки, в котором сообщается, что в школе минимум 30% болезней – от плохого питания, и что 90 тысяч парней ежегодно не призывают в армию из-за дефицита массы тела. Думаю, что у студентов проблем тоже достаточно много и об этом отчасти сегодня говорили.

Мы в нашем законопроекте о народном образовании предложили восстановить норму, связанную с дополнительными выплатами на питание, может быть, это не лучший путь. Вчера я консультировался со студентом, и он мне сказал, что, может быть, лучше дешёвая столовая, поскольку не вполне понятно, всегда ли студент потратит дополнительные средства именно на улучшение своего питания, а не на что-то другое.

Четвёртое. Физическая культура. Я поддерживаю предложение, которое звучит в наших рекомендациях – продлить занятия физической культурой не на два курса, а на весь срок обучения, причём, на мой взгляд, нужно официально утвердить возможность засчитывать секции, которые парень или девушка посещают вне учебного заведения, во исполнение учебного плана.

Просто для разрядки расскажу вам забавную историю, которая случилась в мои времена, когда я был студентом, когда со мной на факультете училась знаменитая чемпионка, многократная чемпионка мира по художественной гимнастике Галима Шугурова, которая, естественно, прогуливала занятия по физкультуре, и ей умудрились поставить оценку «хорошо», а не оценку «отлично». И только, когда декан факультета связался с заведующим кафедрой и сказал: кем же надо быть, чтобы на истфаке получать оценку «отлично» по физкультуре, заведующий кафедрой немедленно сам примчался и исправил оценку. Надеюсь, что сейчас мы от таких глупостей уже ушли. Но, с другой стороны, формальные требования были соблюдены. Пропускала занятия, значит, «четыре».

Пятое. Двигательная активность во время занятий и в перерывах между ними. Во многих странах мира предлагают устраивать специальные перемены для коротких прогулок, где позволяет климат. Я бы вообще не исключал возможность использования и в высшем учебном заведении предложения, которое успешно реализуется в некоторых школах, я имею в виду предложение доктора Базарного, о котором сегодня мы ещё будем говорить, – о конторке, в частности.

Шестое. Адаптивная физическая культура и спорт. Коллеги, парадокс заключается в следующем. Там, где мы имеем специальные профессиональные учебные заведения для людей с инвалидностью, там обязательно как-то организована физическая культура и спорт. Там, где они учатся в инклюзивных условиях, ситуация намного хуже. А мы, между тем, сейчас берём курс на развитие инклюзии и об этом специально нужно позаботиться.

Предложение седьмое. Оно немножко выходит за рамки моих собственных интересов, но навеяно практическим опытом сохранения спортивных учебных заведений разного уровня. Сейчас есть такая тенденция: включать непременно, скажем, учреждения среднего профессионального образования в вузовские комплексы. Между тем, ориентация вуза и ориентация учреждения среднего профобразования часто бывают разные. Среднее профессиональное образование часто бывает более практикоориентированным по сравнению с вузом, это во многих случаях, например, в педобразовании, но точно так же и в спорте. Например, люди из училищ олимпийского резерва мне серьёзно говорят, что если их присоединят и они превратятся в такие минивузы, то качество подготовки наших спортсменов – олимпийцев и паралимпийцев – может ухудшиться.

Восьмое. Возрождение летних лагерей труда, спорта и отдыха. Мы недавно приняли специальный закон, который позволяет и легитимирует возрождение студенческих строительных отрядов. Мне кажется, то же самое нужно сделать и в отношении таких лагерей. Студенты могли бы и немножко заработать, и отдохнуть, и пообщаться, и всё остальное.

Девятое. Денаркотизация в широком смысле этого слова. Понятно, что профессиональные учебные заведения должны быть зоной, свободной от курения. Ну, мы знаем, что Россия – одна из самых курящих стран в мире, об этом многократно говорил у нас Николай Фёдорович Герасименко, и совершенно справедливо. Соответствующий законопроект, насколько мне известно, подготовлен в Минздравсоцразвития.

Далее. Понятно, что вузы и профессиональные учебные заведения должны быть зоной, полностью свободной от наркотиков. Здесь одно время бурно дискутировался вопрос, надо ли проводить специальные тесты о наркотиках среди студентов. Мне кажется, специальные не надо, но в рамках диспансеризации обязательно для того, чтобы мы не унижали каждого студента подозрениями и не связывали потребление или непотребление наркотиков с правом на образование. Дело в том, что во многих случаях, к сожалению, в современной России потребление наркотика – это не вина, а беда человека, оказавшегося в определённой жизненной ситуации.

Вообще нам говорят наркологи, что самое мощное средство антиалкогольное, антинаркотической пропаганды – это так называемая шоковая телевизионная терапия. Наверное, можно было бы, если мы пока не сделаем это на федеральном уровне, на уровне федеральных каналов, сделать это хотя бы на уровне вузовского телевидения, где оно существует.

Десятое. Информационные технологии. Понятно, что как и любые технологии, они являются палкой о двух концах. Понятно, что от пользования компьютерами глаза портятся и много ещё чего другого. Но надо пытаться использовать их в позитивном смысле. Я бы предложил позицию от безопасного Интернета к здоровому и образовательному Интернету. Наверное, сейчас нередко получается так: когда человек заходит в Интернет, даже без его желания, иногда выпадают на компьютер там какие-нибудь порноролики, а надо, чтобы выпадали ролики со спортсменами, рокерами, артистами, успешными людьми, которые бы агитировали за здоровый образ жизни. Я не поклонник идеологии культа успеха, но раз он существует, наверное, можно было бы попытаться направить его в мирных целях, а именно: здоровый образ жизни – основа успеха и счастья. Вот если бы об этом постоянно влиятельные, референтные люди говорили нашим студентам, было бы очень полезно.

И одиннадцатое. В здоровом духе здоровое тело. Я не оговорился, а специально перефразировал девиз Ювенала.

К сожалению, представление о том, что те, кто занимается физкультурой и спортом обязательно здоровы во всех смыслах этого слова, не всегда соответствует действительности. Есть даже советская шутка: «В здоровом теле – здоровый дух, бывает чаще одно из двух».

Поэтому, мне кажется, что ограничиваться только вопросами физического здоровья, я понимаю тему нашего «круглого стола» и тем не менее чуть-чуть за нее выхожу, было бы неправильно.

Вечера классической музыки, романсов и бардовской песни, как это прекрасно, например, делают в Бауманке, поэтические вечера, к сожалению, почти забытые, диспуты на этические темы и практикумы по этике, поисковая работа, образовательный туризм – всё это могло бы помочь укрепить не только физическое, но и духовное здоровье.

Предпоследнее, уважаемые коллеги. Вчера, как я уже говорил, я проконсультировался со студентом, сдающим сессию. Спрашиваю у студента: «Что могло бы сделать государство для того, чтобы здоровье студента стало лучше?» Ответ, наверное, вы догадались, угадали и даже не с трёх раз, был такой: «Повысить стипендию».

И последнее, уважаемые коллеги. Я не раз в этой Думе говорил и готов повторить. Мне кажется, политики в чём-то должны быть подобны врачам. Врачи дают клятву Гиппократа, а политики могли бы, наверное, по крайней мере самим себе, давать клятву Сократа. Помните, как великий философ Сократ говорил: «Тот не сапожник, кто не умеет тачать сапоги, тот не пастух, кто уменьшает своё стадо, тот не политик, кто, подобно плохому пастуху, допускает уменьшение собственного народа». Вот, если мы договоримся о том, что депутаты парламента, представители исполнительной власти никогда не примут ни одного решения, способного навредить здоровью граждан или уменьшить количество наших людей, это уже будет для начала неплохо.

Спасибо. (Аплодисменты.)

Председательствующий. Спасибо, Олег Николаевич.

Смолин О.Н. Спасибо большое, Ильдар Ирекович. Уважаемые коллеги, здесь на заседании присутствует доктор медицинских наук, замечательный человек, сочетающий, на мой взгляд, две самые лучшие в мире профессии, профессию педагога и профессию врача, Владимир Филиппович Базарный.

Я должен огласить вам решение Государственной Думы, принятое по инициативе фракции КПРФ, это решение о награждении Владимира Филипповича высшей наградой Государственной Думы – Грамотой Государственной Думы. (Аплодисменты.)

Полный текст стенограммы (файл PDF, 485 Кб).