Председательствует Председатель Государственной Думы С.Е. Нарышкин.
Смолин О.Н., фракция КПРФ. Добрый день уважаемые коллеги!
В этот день я вспоминаю, как лет 15 тому назад в Москву приехал помощник британского премьера Майкл Барбер и выступил перед студентами МГУ.
Он тогда заявил: три главных приоритета правительства Тони Блэра – образование, образование и еще раз образование. Студенты расхохотались.
Потом ему объяснили, что он был далеко не первым, что лет 80 тому назад то же самое произнес Владимир Ленин, день рождения которого мы сегодня отмечаем.
Тогда, в условиях Гражданской войны, это вызвало у молодежи некоторое разочарование, а на самом деле было стратегическим предвидением, которое положило начало Культурной революции и заложило один из главных камней в фундамент будущей победы советского народа над фашизмом.
А теперь давайте вспомним другого политика, противника России Отто фон Бисмарка, «железного канцлера», который сказал однажды: «войны выигрывают не генералы, но школьные учителя».
Спустя много лет советский философ Александр Зиновьев, эмигрант, сначала критик советской власти, потом ее яростный защитник сказал еще точнее: «войну выиграл советский десятиклассник».
Ну и, наконец, знаменитое высказывание Бориса Васильева, как положено писателю, особенно яркое: «это было поколение, о которое разбилась крупповская сталь»!
Спросим же себя, коллеги, почему советский десятиклассник смог выиграть войну, а наше образование стало образованием Победы?
Вот некоторые причины.
Первая. Стратегический, а не бухгалтерский подход к финансированию образования. Власть в СССР уже в 30-е понимала, что образование – это не «бремя государства», как любят говорить современные системные либералы, а инвестиции в будущее. Только во второй пятилетке расходы на школу увеличились в 3,5 раза, после войны они составляли 10-12% от валового внутреннего продукта, в 1970-м, по данным мирового банка, – 7%, сейчас – 4%, по данным Высшей школы экономики, – предпоследнее место среди развитых стран.
В 1943-44 гг., во время войны создаются две новые академии – педагогических наук и медицинских наук. Война в разгаре, а власть думает о будущем нации. Это доказательство стратегического подхода к образованию.
Второе. Образование для всех – всеобщее, массовое, образование равных возможностей. Только в той же второй пятилетке было построено около 19 тысяч школ, из них 15 тысяч – на селе.
В 1941 году 95% российских комбатов Красной армии имели среднее образование. Вот вам тот самый десятиклассник, о котором говорил Александр Зиновьев. А что в послесоветское время?
В 90-х годах закрыта одна тысяча школ, в 2000-х, до 2014 года, – ещё 24 тысячи школ плюс тысяча вечерних. Некоторые говорят, что происходит ликвидация грамотности. Два министра в этом зале Дмитрий Ливанов и Игорь Слюняев призывали остановить ликвидацию сельских школ – не помогает. За 2014 год, по данным Счетной палаты, закрыто ещё почти 600 школ и реорганизовано около 2 тысяч. Коллеги, куда мы движемся?!
Третье. Массовое эгалитарное профессиональное и высшее образование. Только в 30-е создано 832 вуза, их выпускники не только подняли промышленность и оборону, но и воспитали того самого десятиклассника, который выиграл войну.
А теперь откроем утвержденную Концепцию федеральной целевой программы развития образования на 2016-20 годы, прочитаем. Мы должны за это время закрыть 40% вузов и 80% филиалов!
Коллеги, к сожалению, в России есть вузы, которые нужно закрывать, но хочу спросить, с какого «потолка» и при помощи какого «пальца» взяты эти показатели? Кто считал последствия? Разве не понятно, что когда закрывали сельскую школу, умирала деревня. Когда будут закрывать подряд все филиалы, будут умирать малые города, а молодежь будет уезжать.
Четвертое. Фундаментальность образования. Советская школа 1930-х во многом повторяла царскую гимназию, только вместо древних языков были введены естественно-математические науки. Были воспитаны инженеры, артиллеристы, пулеметчики, танкисты и летчики.
Коллеги, напоминаю всем комитетам, в том числе по промышленности, по безопасности, по обороне: новый стандарт, который вступает в силу с 2020 года, допускает возможность не изучать ни физику, ни химию, ни биологию. Кто будет создавать шестой технологический уклад, кто будет обеспечивать оборонную безопасность страны? Пока не поздно, ситуацию надо исправлять.
Пятое. Патриотическое воспитание. Напомню, по данным социологов, 45% российских студентов заявили, что предпочли бы жить и работать не у себя в стране. В Москве процент ещё больше.
Сейчас обсуждается концепция государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Она предполагает, в частности, за 2 млрд. повысить долю граждан, которые гордятся своей страной, – на 8%, по 225 млн. за процент! Слава богу, в 30-е годы это в голову никому не приходило. Тогда молодежь воспитывалась не формальными делами, но реальной, социальной информационной средой: от уроков до клубов ДОСААФ будущих летчиков и моряков. Разве это не опыт? И вот вам результат. 1941-й год, контрнаступление под Москвой, слепой баянист Михаил Попов с баянов встает в атаку вместе со своими товарищами и с «Интернационалом» идет вперед. Тогда «Интернационал», кстати, был гимном Советского Союза.
В год литературы особо хочу сказать о патриотическом воспитании и ее роли в этом воспитании. Две недели назад в этом зале уважаемый мною депутат и генерал армии Михаил Алексеевич Моисеев напомнил мне про героя Великой Отечественной Момышулы. Наверное, думал, что интеллигенты военную литературу не читали. Но, к счастью, у нашего поколения с этим не было никаких проблем.
Имя Момышулы мне известно едва ли не с 5 класса, а уже в 11-м в сочинении я доказывал, что наша военная проза и особенно поэзия была высшим взлетом нашего советского национального и российского национального духа. С тех пор я помню страшные окопные строки Семена Гудзенко:
Когда на смерть идут – поют,
А перед этим можно плакать.
Ведь самый страшный час в бою —
Час ожидания атаки.
Сейчас настанет мой черёд,
За мной одним идёт охота.
Будь проклят сорок первый год,
И вмёрзшая в снега пехота.
Мне кажется, что я магнит,
Что я притягиваю мины.
Разрыв — и лейтенант хрипит.
И смерть опять проходит мимо.
Бой был короткий. А потом
Глушили водку ледяную,
И выковыривал ножом
Из-под ногтей я кровь чужую.
Помню пронзительный «Февральский дневник» Ольги Берггольц:
В грязи, во мраке, в голоде, в печали,
где смерть как тень тащилась по пятам,
такими мы счастливыми бывали,
такой свободой бурною дышали,
что внуки позавидовали б нам.
А теперь, коллеги, придите в современную школу и попробуйте спросить, что из этого помнят современные наши замечательные дети. Кстати, на Великую Отечественную в 9 классе по истории отводится 4 часа.
Год назад в замечательной гимназии в любимом сибирском городе во время Последнего звонка я предложил детям, давайте проведем ЕГЭ по-новому: я буду начинать строку, а вы будете ее заканчивать. Начинаем:
«Служить бы рад…». – «Прислуживаться тошно», кто написал? – Тишина.
Хорошо, давайте другое.
– «Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, –
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли…». – Тишина. Взрослые подсказывают: «С названьем кратким «Русь»».
И, наконец:
«Нас пули с тобою пока еще милуют
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За русскую землю, где я родился…
За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой, провожая нас, русская женщина…». – Тишина и только одна немолодая учительница спасает ситуацию: «По-русски три раза меня обняла».
Коллеги, дети у нас, как в известной советской притче, по-прежнему замечательные. И если они чего-то не знают, то виноваты мы, взрослые, а это значит, что нам необходимо другое образование. Нам нужно образование, которое бы сочетало лучшие отечественные традиции с самыми новейшими технологиями. Это и будет образование Победы XXI века.