Председательствует Председатель Государственной Думы С.Е. Нарышкин.
Смолин О.Н., фракция КПРФ. Добрый день, уважаемые коллеги!
25 января многие депутаты вместе со студентами встретили Татьянин день, и самое время поговорить об образовании.
Два с половиной года действует в стране Федеральный закон «Об образовании в РФ», продавленный правительством.
Нам говорили, что предыдущий закон об образовании превратился в лоскутное одеяло из-за многочисленных поправок. Однако за два с половиной года в новый закон специальными законами внесено 25 поправок. Т.е. в новом «одеяле» появилось 25 новых «лоскутов». Часть из них полезны для образования. Но превращение закона в лоскутное одеяло идет с такой скоростью, какой прежде никогда не было: ни в 1992-м, ни в 1996-м годах, когда принимались две редакции Закона РФ «Об образовании».
Убежден: не отказываясь от частных законопроектов, пора вновь противопоставить правительственному новый курс образовательной политики, выраженный в законодательной форме.
Сегодня группа депутатов представит обществу новый базовый законопроект «Об образовании для всех», а я представляю его вам.
Проект выполнен по завету Ньютона: гипотез не сочиняю. Это требование образовательного сообщества, нередко – рекомендации парламентских слушаний и профильных парламентских комитетов.
Главное: это новый законопроект под новый курс образовательной политики.
Как известно, разруха начинается в голове. И начинать новую образовательную политику нужно с новой идеологии. Вот некоторые принципы, на которых должен базироваться новый курс образовательной политики.
1. Образование не является частью сферы обслуживания, но относится к сфере производства, причем самой важной – обеспечивает социальное и духовно-нравственное воспроизводство самого человека.
2. Соответственно, деятельность в сфере образования – не услуги, но социальное служение.
3. Образование (по крайней мере, дошкольное и общее) – преимущественно, внерыночная сфера. Рыночные механизмы могут использоваться лишь как дополнительные.
4. Бюджетные затраты на образование – не «бремя государства» (как утверждали либеральные экономисты), но инвестиции в человека, наиболее выгодные для общества в долгосрочной перспективе.
5. Основная цель образования – многостороннее развитие способностей личности (творческая педагогика). В действующем законе это фундаментальное положение растворено в тексте принципа образовательной политики № 7, посвященного свободе выбора получения образования, т.е. общий принцип рассматривается как аспект более частного.
6. Отношения учителя и ученика (в широком смысле этих понятий) должны иметь преимущественно личностный, а не функциональный характер (педагогика сотрудничества). – На взгляд автора, при функциональных отношениях педагога и воспитанника возможны «дрессировка», в известном смысле даже обучение. Образование же существует там, где личность формирует личность.
7. Ориентация не на функциональную грамотность, но на фундаментальное образование (образование культурой и ради культуры).
8. Ориентация преимущественно на эгалитарное образование: обеспечение максимально равных образовательных возможностей, высококачественное образование – для всех.
Именно реализация этих принципов в ХХI веке способна обеспечить ключевые функции образования как средства модернизации и одной из основных гарантий национальной безопасности страны.
Вот лишь некоторые отличия нового законопроекта от действующего закона и нового курса образовательной политики – от действий правительства.
Экономика образования. В 2016 г. правительство и «Единая Россия» сокращают финансирование образования в бюджетах всех уровней менее чем до 4% от валового внутреннего продукта. Это предпоследнее место среди развитых стран. Мы требуем поднять расходы на образование в течение трех лет до 7% от ВВП. И не потому, что так хочется. Хочется, как в СССР в 1950-х или как намечено в Бразилии к 2020-му – не менее 10%. Но никому в мире еще не удалось произвести модернизацию страны при затратах на образование менее 7%. Наоборот, не только в СССР, но также и в капиталистических странах «экономическое чудо» каждый раз базировалось на росте финансирования образования. Другого пути просто нет.
Государственная информационно-образовательная политика. Современное российское телевидение в большинстве случаев напоминает, говоря словами В. Высоцкого, «ящик для идиота». В официальном законе о просветительстве нет ничего. Мы требуем на уровне страны и регионов воссоздать государственные образовательные каналы и поддерживать деньгами и налоговыми льготами все каналы, которые будут вести просветительские программы. Телевидение вновь должно стать, вспоминая того же Высоцкого, «окном в мир».
Электронное обучение во всем мире стремительно развивается. В любой из ведущих стран мира работают десятки электронных университетов. Действующий закон и в этой части прописан неплохо, но Минобрнауки под видом борьбы за качество тормозит развитие современных технологий.
Наш законопроект снимает бюрократические тормоза и открывает дорогу электронным университетам в России. В противном случае мы проигрываем международную конкуренцию и помогаем Западу (прежде всего США) «откачивать» из нашей страны самую большую ценность – интеллектуальный и человеческий потенциал.
Статус педагогов. За последние годы зарплата немного выросла, однако, главным образом, за счет увеличения нагрузки. Даже по данным Народного фронта, средний учитель выполняет в неделю 28 уроков – т.е. более полутора ставок. Такая же ситуация в вузах и колледжах. Педагоги грустно шутят: работаем на полторы ставки, потому что на одну есть нечего, а на две – некогда.
Мы требуем, чтобы за одну ставку (18 часов в неделю, или 720 часов в год) педагог
– в детском саду, школе или системе дополнительного образования получал заработную плату не ниже средней по региону и не ниже средней по стране;
– в колледже (техникуме) – не менее полутора средних зарплат по региону и по стране;
– в вузе – не менее двух средних заработных плат по стране и региону. Еще раз повторю: за одну ставку.
По пенсионному обеспечению и другим социальным гарантиям педагогические работники должны быть приравнены к государственным служащим. Работа педагогов не менее важна, чем работа чиновников.
Статус студента. В этой части правительственный закон построен по известному принципу: вот тебе три рубля – и ни в чем себе не отказывай! Расчетная студенческая стипендия в вузе в настоящее время составляет около 13% от прожиточного минимума, тогда как в советское время была 80%. В техникуме – около 4%, тогда как было более 50%. И продолжает сокращаться в реальных деньгах.
Мы требуем:
– социальная стипендия малообеспеченного студента должна быть не ниже прожиточного минимума работающего человека;
– академическая стипендия в вузе – не ниже 80% от прожиточного минимума;
– академическая стипендия в колледже (техникуме) – не менее 40% от прожиточного минимума.
В советское время студенты учились, а некоторые подрабатывали. Если ситуация не изменится, современные так и будут: работать и «подучиваться»!
Пройдем теперь по уровням образования.
Дошкольное образование. Официальный закон отменил льготы по оплате детских садов. Родительская плата поднялась в среднем на 40-50%, а где-то – в разы. Мы требуем льготы вернуть: платить за детский сад обычные семьи должны 20% от реальной цены, а многодетные – не более 10%. Иначе президентский указ о доступности детсадов будет исполнен наизнанку: из-за неподъемных цен мамы останутся дома, а дети – без дошкольного образования.
Школа. Назову лишь две ключевые идеи.
Первая. Действующий закон не отвечает на главный вопрос: чему учить наших детей. Мы требуем вернуть в школьные стандарты содержание образования и прямо в законе указать набор обязательных учебных предметов. В противном случае единое образовательное пространство страны рассыпается, как карточный домик. При переезде в другой регион или даже в другую часть города дети оказываются в совсем другой школе.
Вторая. Экзамены. Сейчас ЕГЭ критикуют даже его «отцы-основатели», забыв, как восхваляли. Рособрнадзор проводит некоторые положительные перемены, но очень медленные.
Мы вновь предлагаем дать выпускнику право выбора: сдавать экзамен в традиционной форме либо в форме ЕГЭ. Мы уже 15 лет убеждены, что ЕГЭ должен быть приговорен к высшей мере… совершенствования!
Сельская школа. Правительственный закон не остановил ликвидации сельских школ. Помимо 25 тысяч, закрытых до него, за последние три года исчезли еще примерно три тысячи.
Мы требуем:
– финансирование сельской школы должно производиться независимо от количества детей;
– ликвидация или реорганизация сельской школы возможна в исключительных случаях и только с согласия сельского схода;
– сельскому учителю должно быть восстановлено в полном объеме право на бесплатное жилье с бесплатным отоплением и освещением.
Высшее образование. Правительство утвердило невиданную Федеральную целевую «программу развития» образования, которую правильнее было бы назвать программой разгрома. Программа предполагает в ближайшие пять лет закрыть 40% российских вузов и 80% их филиалов. Часть студентов в период кризиса неизбежно окажется на улице.
Мы знаем: в стране еще осталось небольшое число вузов, которые торгуют дипломами и которые нужно закрывать. Но система высшего образования должна быть сохранена. Если бы в 1930-е гг. в СССР не открыли несколько сот вузов, мы проиграли бы Великую Отечественную.
Мы предлагаем:
– восстановить количество студентов на уровне Советского Союза – 220 студентов на 10 тыс. населения (сейчас 138);
– разрешить закрывать или реорганизовывать государственные вузы только с согласия Государственной Думы;
– вернуть в вузы полноценные выборы ректоров;
– разрешить вузам участвовать в Болонском процессе исключительно на добровольной основе без всякого принуждения.
Дополнительное образование. Наш подход прост: в рамках только школьной программы многостороннее развитие личности ребенка невозможно. Поэтому дополнительное образование столь же важно, как так называемое основное.
А потому мы предлагаем:
– равный статус учреждений дополнительного образования со школами, колледжами и вузами;
– равный статус педагогов дополнительного образования со школьными учителями и вузовскими преподавателями.
Образование инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Действующий закон в этой части прописан прилично. Частично учтены наши поправки. Однако и в этой ситуации, по данным Минобрнауки, закрыто более 300 коррекционных учреждений.
Наши ключевые требования:
– право родителей с учетом заключения специалистов выбирать детский сад или школу для ребенка с ОВЗ – инклюзивную или коррекционную;
– возможность закрытия или реорганизации коррекционного детского сада или школы только с согласия родителей, которое выражено их общим собранием.
Если этого не сделать, инклюзивное образование в стране превратится в профанацию.
Мы знаем секрет успешной образовательной политики: соединение лучших отечественных традиций с новейшими технологиями. Именно этот «секрет» воплощен в нашем законопроекте.
Мы убеждены: новая образовательная политика нужна нам, как воздух. А обеспечить ее может только новый закон.
Вспоминая Восточный календарь, берусь утверждать: действующая образовательная политика с ее философией «мертвого» бюрократического образования и тестовой системой способна человека превратить в обезьяну; философия живого образования и основанный на ней закон позволяют каждому ребенку и студенту даже в Год обезьяны развивать в себе человека!
И в заключении три заповеди, с которых нужно начинать новую образовательную политику:
Знание – сила
Фрэнсис Бэкон
Знание это свобода
Евангелие Филиппа
Сначала любить, потом учить
Я.А. Коменский.