Председательствует Председатель Государственной Думы С.Е. Нарышкин.
Смолин О.Н., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги!
Сегодня мое последнее выступление в Госдуме VI созыва от имени фракции. Но обратиться я хочу ко всем, независимо от фракционной принадлежности. Посвятить это выступление намерен не проблемам образования и социальной политики, в которых считаю себя специалистом, но вопросу об одном из национальных символов нашей страны, а значит, и о ее ценностях.
Приближается 12 июня – день национального унижения страны, который парадоксальным образом считается праздником – и при том едва ли не главным – Днем России!
В 1990 г. мне довелось быть народным депутатом России, и этот день – 12 июня – я не забуду никогда. Помню, как в едином порыве 907 моих коллег, стоя, бурными аплодисментами приветствовали принятие Декларации о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.
Оставшись в подавляющем меньшинстве, не мог понять: то ли я не в себе, то ли у моих коллег произошло помутнение сознания. Ведь для каждого объективного человека было совершенно очевидно, что усеченная Россия (РСФСР) принимает решение о развале России большой (которая тогда называлась Советским Союзом). Не случайно известный политолог и притом антикоммунист Александр Ципко написал тогда статью с удивленным заголовком: «Русские уходят из России?».
Позднее в умных книгах прочитал про революционные социопатии, т.е. про такую психопатологию, которая случается с большими массами людей в определенные эпохи, но не по медицинским, а по социальным причинам.
Напомню: Декларация о государственном суверенитете РСФСР в пункте 5 содержала положение о том, что законы Российской Федерации выше законов Советского Союза. Не надо было иметь семи пядей во лбу, чтобы догадаться: она неизбежно должна была вызвать последствия двоякого рода.
Во-первых, такие же решения начали принимать другие союзные республики. Это превращало СССР из федерации в конфедерацию, а в условиях нарастающих революционных разрушений грозило полным распадом. Что в конце концов и случилось.
Во-вторых, такие же решения начали принимать республики в составе России. Причем Борис Ельцин произнес тогда геростратовски знаменитую фразу: берите суверенитета, сколько проглотите. А это уже угрожало разрушением не только большой России (СССР), но и России усеченной, т.е. РСФСР или Российской Федерации.
Позднее день принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР стали именовать Днем независимости России. И народ справедливо спрашивал: от кого же мы стали независимыми?
От трети нашей территории? Или от половины населения?
От 30 млн. русских и 60 млн. тех, кто признавал русский язык родным?
От Крыма, Абхазии и Южной Осетии?
От моей родины – Северного Казахстана и части Прибалтийских территорий, где русские составляли подавляющее большинство?
От Киева – матери городов русских?
От Новороссии, Приднестровья и всего оставшегося вне Российской Федерации Русского мира?
15 лет спустя президент России произнес знаменитую фразу: «Крушение Советского Союза было крупнейшей геополитической катастрофой века». Насчет крупнейшей можно подискутировать, сравнивая ее, например, со Второй мировой войной. Но объявить национальным праздником день и решения, положившие начало этой геополитической катастрофе, по меньшей мере, абсурдно!
Добавлю к этому: любая революция – серия множественных катастроф. Однако революция Ельцина в этом отношении – едва ли не рекордсмен. И, помимо геополитической, таких катастроф она породила, как минимум, семь. В их числе:
– экономическая;
– финансовая;
– технологическая;
– социальная;
– интеллектуальная;
– духовно-нравственная;
– демографическая.
Почему, например, Союз промышленников и предпринимателей требует новой индустриализации? Да потому, что результаты прежней уничтожены. И санкции показали, что дальше так жить нельзя.
В конце советского периода мы выпускали 214 тыс. тракторов, сейчас – 14 тыс. Ситуация в станкостроении едва ли лучше. По данным вице-президента нанотехнологического общества Георгия Малинецкого, количество инноваций в современной России по сравнению с советскими временами упало в 5-7 раз.
По данным Всемирной организации здравоохранения, на рубеже 1980-х гг. СССР по качеству медицины занимал 22-е место. Согласно же последнему докладу ВОЗ, наше место 130-е.
СССР имел среднеевропейскую продолжительность жизни, входил по этому показателю в 25 первых стран мира. Согласно докладу ООН о развитии человека, сейчас мы на 88-м месте.
Не буду продолжать. Скажу о другом. Мы много слышали – увы! – это правда: советская экономика была экономикой дефицита. Но сейчас ему на смену пришел другой дефицит – по выражению президента страны, «дефицит духовных скреп». Если же называть вещи своими именами, это означает: последствия духовно-нравственной катастрофы, которая началась на рубеже 1990-х гг., до сих пор не преодолены.
По официальным данным, наркотики в стране употребляют 8,5 млн. человек, из них 3 млн. – на регулярной основе.
Потребление алкоголя в пересчёте на чистый спирт составило в России от 14 до 18 л на человека, включая новорождённых и больных, при критическом для национальной безопасности уровне в 8 л.
По данным руководителя Федерального центра по профилактике и борьбе со СПИДом В. Покровского, в 2015 г. в России было зарегистрировано более 900 тыс. носителей ВИЧ – подлинная эпидемия.
По данным МВД, в России насчитывается до 450 тыс. несовершеннолетних проституток!
И все это проявления лишь одной из революционных катастроф, связанных с Декларацией о так называемой независимости России. И этот день мы отмечаем в качестве национального праздника?
Разумеется, многие граждане об этом не задумываются. Но политическим элитам пора бы покончить с национальным мазохизмом.
Не могу не отметить еще несколько парадоксов.
1. Президент и правящая партия заявляют о приверженности консервативным ценностям. Но зачем же тогда в качестве праздника отмечать событие, ставшее началом одной из самых разрушительных в истории революций или контрреволюций? Где здесь консервативные традиции?
2. В официальной идеологии и публицистике давно утвердилось выражение: «лихие 90-е». Но если они лихие, зачем праздновать знаковое событие, ставшее их началом?
3. Мы справедливо объявили Россию правопреемницей Советского Союза. Но зачем же тогда праздновать начало его развала?
4. И, наконец, уважаемые коллеги, давайте задумаемся о том, сколько лет нашей стране. И действительно ли она получила суверенитет решением съезда народных депутатов в июне 1990 г.? Неужели кто-то думает, что российская история исчерпывается 26-ю годами?
Мы убеждены, что Россия – страна с тысячелетней историей. И ее суверенитет утверждался трудом и оружием народа под руководством еще киевских князей. В их числе Олег, который прибил щит на врата Цареграда; Святослав, честно предупреждавший противника: Иду на вы.
Их традиции продолжили князья и цари московские, чьи победы вошли в дни воинской славы России: от Куликовской битвы до Бородина. А затем и советские лидеры.
Про Великую Победу в Великой войне сейчас говорят все. Но напомню: суверенитет страны отстаивали и красные командиры, когда белые генералы объединились с Антантой и войсками 14 держав.
Неужели всего этого не было, и суверенитет нам только в 1990 г. дали народные депутаты России нажатием кнопок 12 июня? Не оскорбительно ли это для наших предков?
Кстати, те, кто думает, что Россия потеряла свой суверенитет, войдя в Советский Союз по союзному договору, глубоко заблуждаются: по этому договору суверенитет РСФСР сохранялся. Не говоря уже о том, что, повторю, Советский Союз был не чем иным, как реинкарнацией Российской империи в единственно возможной тогда форме. Другого способа сохранить государство, которое начало разрушаться после февральской революции, просто не было.
Мы понимаем: в этом году праздник пройдет, как это установлено законом. Но со следующего года предлагаем принципиально изменить не просто дату, но сам подход к Дню России как к одному из ее символов. А именно: вместо подхода политического предлагаем культурно-исторический.
Группа депутатов Госдумы во главе с Геннадием Зюгановым внесла проект закона о переносе Дня России с 12 июня на 28 июля – День памяти князя Владимира и одновременно День Крещения Руси.
Мы знаем, что депутаты от оппозиционных фракций многократно предлагали перенести День России на другие даты, но не получили поддержки. И при этом убеждены: рано или поздно 12 июня перестанет быть национальным праздником. Вот наши аргументы в пользу законопроекта.
1. Именно под руководством князя Владимира Русь обрела государственное единство. Он стал объединителем всех современных ему русских земель. Не случайно в летописях и былинах народ называл князя Владимира «Владимиром Красное Солнышко».
2. Важнейшим фактором государственного единства стало Крещение Руси, день которого также отмечается 28 июля.
3. Выдающееся культурное значение Крещения Руси признается людьми всех национальностей и вероисповеданий, а равно светским сообществом, к которому принадлежу и я.
4. В момент Крещения не существовало разделения на три народности: великорусскую, украинскую и белорусскую. Следовательно, праздник будет способствовать воссоединению близких славянских народов.
5. Признание 28 июля Днем России укрепит международные позиции страны как покровительницы православных христиан во всем мире.
Наконец, шестое. Перенос Дня России на другую дату будет способствовать политической консолидации общества.
Мы убеждены: это предложение может и должно найти поддержку во всех фракциях Государственной Думы. От имени лидера фракции КПРФ Г.А. Зюганова и как разработчик законопроекта предлагаю его лидерам всех думских фракций без исключения. При необходимости готовы перевнести законопроект от их имени как консолидированное предложение Госдумы VI созыва.
Россия и Ельцин – не «близнецы-братья». Давно пора отделить одну от другого. Пора вернуть стране ее многовековую историю. Во имя этого предлагаю отказаться от партийно-политических расхождений и воспользоваться поэтическим кредо Сергея Есенина:
Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, –
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».