Полная биография

Составлено на основе автобиографий О.Н. Смолина, его интервью, отчётов, официальных документов.

Корни: деды и родители

Я, Смолин Олег Николаевич, родился 22 января (официально – 10 февраля) 1952 года в селе Полудино одноименного района Северо-Казахстанской области, где прожил первые 7 лет своей жизни.

Рода я не княжеского и не боярского, оба деда – крестьяне. Когда в школе проходили И.С. Тургенева, вспомнил фразу Базарова: “Мой дед землю пахал”. Один дед пахал землю на Волге (Трофим Александрович Смолин и Александра Михайловна Смолина), а другой дед землю пахал на Украине (Фома Ильич Коротков и Наталья Васильевна). Случилось так, что оба деда грамотные, оба деда политически активные пострадали в коллективизацию: Трофим Александрович отбыл три года на Севере, как говорили – “за длинный язык”, Фома Ильич – за то, что раздал крестьянам зерно, предназначенное на корм скоту. Он был коммунистом, председателем колхоза. Тогда не стал оправдываться, демонстративно положил на стол партбилет. Хотели возбудить уголовное дело. Но потом уполномоченный из города пришел к деду и бабушке в дом, посмотрел, как они живут, и сказал: “Это ты так живешь, председатель?”. Ушел, уголовное дело прекратил. Поэтому, иногда думаю, что лозунги социальной справедливости во всех моих программах, наверное, наследственное: от дедов и от всей нашей культуры.

Родители мои – крестьянские дети, но уже настоящие русские интеллигенты. Отец, Николай Трофимович, прожил недолго, но успел сделать все, что положено мужчине: пулеметчиком защищал страну в Отечественную, построил дом, посадил сад (один из первых в Северном Казахстане, там даже виноград рос), воспитал двух своих детей и много тысяч ребят сначала в сельской школе (в Северном Казахстане), а потом в омском “Порт-Артуре”, будучи учителем математики и директором школы. На его памятнике мы написали ключевые слова: “Фронтовик, учитель, человек”. А могли бы еще написать, наверное, “поэт природы”. Он никогда не писал стихов, но мог разговаривать с деревьями, в самый неподходящий, неожиданный момент остановиться и залюбоваться закатом или рекой. Честно говоря, мы до конца дней так и не поняли, что было его главным призванием: учить детей или растить сады, а, может быть, то и другое.

Говорят, что стремление к достижениям у человека определяется тем, сколько материнской любви он получил в детстве. В этом смысле мне досталась полная чаша. Моя мама, Анна Фоминична Смолина (Короткова), тоже педагог по образованию (филолог), столько книг перечитала мне, дошкольнику, столько учебников выучила вместе со мной в студенческие годы, и даже уже когда была тяжело больна, ездила в Москву, работала в Ленинской библиотеке, помогала сыну писать диссертацию. Когда я ей дарил докторский доклад, то написал на нем: “Главной болельщице и немного соавтору”. А написать, наверное, надо было: “Соавтору жизни”. И не только физической, но и духовной”.

Школа

В 1959 году поступил учиться в омскую специальную школу № 95 (ныне № 14). Школу вспоминаю с благодарностью, всех учителей помню поименно. Назову некоторых.

Директор школы, Блюм Глеб Дмитриевич, строгий военный, который ходил по школе, надзирал за ребятами. Следил, чтобы ничего не крали у ребят в столовой. При всей строгости пытался привить нам нравственность, как он ее понимал, и умение работать. Сколько мы перекопали лопатами школьного участка, теперь, когда прихожу в школу, вспоминаю слова песни: “и там, где когда-то влюбленными шли, деревья теперь подросли”.

Валерия Александровна Соколова — учитель литературы, больше всего повлияла на мое юношеское мировоззрение. Очень много читала на уроках, очень много проводила литературных вечеров, а самое главное – она через литературу передавала свое отношение к жизни.

Изольда Михайловна Кузнецова – учитель физики, физик по специальности, но лирик по натуре, с которой не только было интересно изучать все: от элементарной электрофорной машины до теории относительности, но с которой можно было просто поговорить, иногда и о литературе на уроках физики.

Валентина Георгиевна Геронина – учитель истории, которой я благодарен за подготовку к институту. Она всегда доказывала, что наука историческая должна быть так же строга, как и науки математические.

Два моих учителя математики: Павел Никитич Гусаров и Нина Николаевна Сипатова, оба незрячие, совершенно разные, каждый из которых пытался привить нам математическую логику и умение строго мыслить.

Учитель физкультуры – Галей Сергеевич Хужесаитов, который научил незрячих ребят бегать, прыгать, вращаться на турнике. Коньки, лыжи, соревнование по гимнастике и чего еще там только не было.

В 1970 году окончил школу с золотой медалью, а годом раньше – с отличием музыкальную школу № 2 по классу баяна.

Начало жизненного пути: вуз

В выборе жизненного пути между музыкой и гуманитарными науками победили последние. Решил пойти по стопам родителей – педагогов, поступил на исторический факультет Омского педагогического института им. Горького (ныне педагогический университет). С некоторыми вузовскими преподавателями сохранил дружбу на всю оставшуюся жизнь. Например, Виктор Николаевич Худяков — когда-то преподаватель, в течение многих лет — декан исторического факультета, а теперь – академик гуманитарной академии, товарищ и руководитель всех моих избирательных компаний. Большое влияние оказал Иван Никифорович Новиков, который говорил, что истории нужно учить так, чтобы и через 15 лет не было стыдно.

В 1974 году, получив диплом с отличием, два года работал в омской школе рабочей молодежи № 4, а с ноября 1976 года – ассистент, старший преподаватель (1979), доцент (1984) института, который заканчивал. В 30 лет в 1982 г. защитил кандидатскую диссертацию по проблемам взаимосвязи культуры и образа жизни по специальности “философия” в Уральском госуниверситете (научный руководитель – профессор Лев Наумович Коган).

Преподавательскую и научную работу не прекращал и после избрания депутатом парламента. В настоящее время – доктор философских наук (докторскую диссертацию по теме “Социально-философские аспекты государственной образовательной политики в условиях радикальной трансформации российского общества” защитил 4 июня 2001 года в Московском педагогическом государственном университете), исполняющий обязанности профессора кафедры политической социологии Омского государственного педагогического университета. Член-корреспондент Российской Академии образования. Автор более 500 научных, научно-публицистических и публицистических работ, в т.ч. семи авторских книг; соавтор пяти книг.

Руководит подготовкой аспирантов. Занятия, проводимые О.Н. Смолиным, всегда проходят на высоком методическом уровне и вызывают повышенный интерес студентов. За годы работы в вузе им подготовлены тысячи учителей для школ Омской области, многие его бывшие ученики успешно защитили диссертации и ныне работают в высших учебных заведениях.

Долгие годы О.Н. Смолин активно сотрудничает с областной и республиканской организациями общества “Знание”. В 1996-2001 гг. им прочитаны сотни лекций по разнообразным проблемам отечественной политики, культуры, теории образования.

Хождение в политику: парламентарий

Моя политическая жизнь началась с перестройкой. С 1989 по 1991 год был членом реформистского партклуба в г. Омске. По политическим убеждениям отношусь к левой половине политического спектра, точнее – к левоцентристам; по жизненной позиции – к опоздавшим шестидесятникам. Правда, в отличие от многих “не опоздавших” позиций кардинально не менял. С 1976 по 1991 год был членом КПСС, с 1991 по настоящее время – беспартийный.

В 1990 году коллеги по институту выдвинули мою кандидатуру в народные депутаты РФ, неожиданно для себя стал первым из одиннадцати претендентов в первом туре и был избран во втором. Основным конкурентом на первых выборах был Л. Полежаев (тогда первый секретарь обкома КПСС, ныне губернатор Омской области).

Став депутатом, отказался голосовать за Декларацию о независимости России, точно так же, как спустя полтора года не поддержал Беловежское соглашение: участвовать в разрушении государства, в котором родился, никакого желания не имел. Экономический курс “шоковой терапии” в РФ изначально считал ошибочным. Выступал против сверхцентрализации и усиления президентской власти, неоднократно голосовал в парламенте за отрешение Б.Н. Ельцина от должности Президента.

1 сентября 1992 г. приступил работе членом комитета по науке и народному образованию Верховного совета РСФСР на постоянной основе.

21 сентября – 4 октября 1993 г. был в Москве сначала в здании парламента, затем в Краснопресненском райсовете.

В декабре 1993 г. среди четырех кандидатов получил второе проходное место и избран депутатом Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Основным конкурентом на вторых выборах был бывший мэр г. Омска, Ю. Шойхет. В Совете Федерации работал Председателем подкомитета по образованию и подготовке кадров Комитета по вопросам науки, культуры и образования.

В декабре 1995, декабре 1999, декабре 2003  гг. избирался депутатом Государственной Думы второго (входил в депутатскую группу “Народовластие”), третьего (работал в Аграрно-промышленной депутатской группе), четвертого (член фракции КПРФ) созывов. Имею две парламентские специальности: одна определяется профессией, другая – жизнью.

Первая – законодательство в области образования: являюсь одним из разработчиков всех действующих в стране законов в сфере образования. В настоящее время (как в Государственной Думы второго и третьего созывов) – Первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ. Член Постоянной комиссии Межпарламентской ассамблеи государств – участников СНГ по науке и образованию. Главными направлениями своей работы считаю: запрещение приватизации школ, техникумов, ВУЗов; ограничение платного образования; защиту прав работников учреждений образования.

О.Н. Смолин проявил себя как крупный организатор системы образования в Российской Федерации. Являясь с 1990 г. депутатом высших законодательных органов власти Российской Федерации (1990-1993 гг. – народный депутат РСФСР, 1993-19995 гг. – депутат Совета Федерации, 1995-1999 гг. – депутат Государственной Думы II созыва, 1999-2003 гг. — депутат Государственной Думы III созыва, 2003-2007 гг. – депутат Государственной Думы IV созыва, 2007-2011 гг. – депутат Государственной Думы V созыва), профессионально занимается проблемами образования. Он – автор и соавтор практически всех законов, принятых за последнее десятилетие в образовательной сфере, в т.ч. таких базовых для системы образования законов, как “Закон об образовании” (от 10.07.92 г.), ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об образовании” (новая редакция закона “Об образовании” от 13.01.96 г.), “Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании” (от 22.08.96 г.), “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию” (от 24.04.99 г.), “Об утверждении федеральной программы развития образования” (от 10.04.2000 г.), а также Национальной доктрины образования в Российской Федерации, одобренной Всероссийским совещанием работников образования (Москва, Кремль, 15.01.00 г.).

Вторая парламентская специальность – социальная сфера, в особенности законодательство по социальной защите пенсионеров, ветеранов, инвалидов. С 1992 г., когда появилась гайдаровская “Программа углубления экономических реформ”, решительно выступаю против повышения пенсионного возраста и намерения отнять пенсии у работающих, за установление минимального уровня заработной платы и пенсий не ниже прожиточного минимума и полную их индексацию в соответствии с ростом цен.

О.Н. Смолин — член Центрального правления Всероссийского общества слепых; Почетный член Всероссийского общества инвалидов, первый вице-президент Паралимпийского комитета России.

Президент Попечительского совета омского регионального благотворительного фонда возрождения народной культуры “Наша родина — Сибирь”, входит в руководство различных общественных организаций России и Омской области.

О своей работе

В работе депутата Госдумы есть, по крайней мере, три направления. Первое связано с законодательством. Осмелюсь сказать, что практически все российское законодательство в области образования прошло через мои руки. Это не значит, что я согласен с каждой строчкой закона, но это компромисс. Второе направление работы депутата – работа с избирателями. Работаю я, прежде всего, на Омский регион, но результат сказывается не только здесь. И, наконец, третье направление – взаимодействие с общественными организациями. Настоящая парламентская демократия – это, когда депутаты не сами по себе принимают законы, но, советуясь с теми, для кого эти законы пишутся, и кому придется их исполнять.

Рабочий день в Москве — звонки начинаются часов с 7 утра, из Омска иногда звонят и раньше. Есть время поработать в машине, когда едешь в Госдуму. С 9 часов официальный рабочий день. Рабочий день в Думе — пленарные заседания, работа комитетов, рабочих групп над законопроектами, работа во фракциях и депутатских группах, встречи, прием людей, которые приезжают из родного города, области, из других регионов, запись на радио и телевидении. И много-много другой работы. Постоянный калейдоскоп, постоянное напряжение. Есть помощники, есть кабинет, в нем все минимально необходимое, чтобы работать – телефон, компьютер, специальный принтер (он переводит текст на азбуку для слепых), на котором мне распечатывают. Теперь я имею проекты законов, другие материалы и всегда, приходя на рабочую группу, с некоторой долей иронии говорю своим коллегам: “Сегодня я вооружен и очень опасен”.

Придя молодым человеком в систему законодательной власти, О.Н. Смолин сумел по праву надолго там остаться. Он является автором свыше 80 социально значимых законов. О.Н. Смолин стал не только основным разработчиком всех ныне действующих законов в области образования, он глубоко вникает в пенсионное, налоговое законодательство, входит во все согласительные комиссии по бюджету, занимает активную позицию в поддержке малого бизнеса. Но главное – социальная защита простого человека. Он умеет вовремя написать закон, поправку. Он умеет боль живых людей переносить на язык государственного документа, закона.

Благодаря депутатской деятельности О.Н. Смолина Омская область получает на отзыв все законопроекты в сфере, здравоохранения, культуры, социальной защиты рабочих, селян, пенсионеров.

Письма от омичей в Москву приходят не очень часто. Чаще я привожу целые пачки писем из Омска в Москву. У меня постоянно работающая приемная и люди часто обращаются.

Письма я бы разделил их на три категории. Первая — те, которые требуют внесения поправок в закон. С подачи омичей мы подготовили закон, чтобы инвалиды, нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, были выделены в отдельную группу с точки зрения прожиточного минимума. Вторая группа — просьбы о социальной поддержке. И третья группа – письма политические, когда люди обращаются с вопросом, долго ли мы будем терпеть нынешнюю власть, которая заботится гораздо больше о “новых русских”, чем о подавляющем большинстве своих граждан, в том числе тех, кто создает все материальные богатства в стране.

На все эти письма приходится реагировать. Одни имеют своим следствием законопроекты, другие – обращения в правительство и министерства, третьи мы размножаем и раздаем депутатам, чтобы они знали действительные настроения людей.

Вопросов приходится решать очень много. Это, прежде всего, вопросы денег. Москва – место, где делят деньги, причем больше за пределами правительственных кабинетов, но все же и на долю федерального бюджета тоже кое-что остается. За последнее время удалось добиться сертификации самолета АН-3 и размещения заказов на его выпуск для Министерства природных ресурсов, в 2002-03 годах заложили в федеральный бюджет более 60 млн. на строительство аэропорта в Федоровке, 4 млн. руб. для омской ГТРК “Иртыш”, крупные суммы – для омских вузов. Удалось получить дополнительные компьютеры для омских школ, различное оборудование для ребят из специальных школ и детей-сирот.

В моем думском кабинете появляется руководство заводов “Полет” и “Эталон”, депутаты областного Законодательного собрания и Городского совета, представители администрации. Бывает так, что без предварительной договоренности появляется кто-то из омичей и просит оказать помощь.

Уверен, что не все избиратели имеют информацию о работе депутата. Телевидение представляется один раз в два месяца, и потом это такая вещь, где не будешь рассказывать о том, что делал, но не удалось. Я же не могу всем рассказывать, что направил уже несколько десятков писем только по деньгам для завода “Полет”. Кому от этого прибавится хлеба? Когда будет результат, тогда можно будет рассказать. Подробно об этом в очередном “Отчете” депутата. Существует мнение, будто я работаю только для учителей, студентов, медиков, работников культуры, пенсионеров. Это правда. Но это не вся правда. Я никогда не отказывал в поддержке любым коллективам не только моего округа, но и моей области, которые ко мне обращались.

За все эти годы я стал соавтором законов в области образования, закона о социальной защите инвалидов, многих положений законов о ветеранах, военнослужащих, законов, касающихся семей с детьми. Думаю, что от этой законодательной работы, не моей лично, совместно с другими людьми (в законодательстве нет авторского права) реальную поддержку получили, по крайней мере, каждый второй в нашей стране. Кому-то удалось буквально помочь, кому-то удалось сохранить социальные гарантии.

Я регулярно веду депутатский прием. Много встречаюсь с избирателями. Трудно встречаться с людьми, потому что очень много тяжелых вопросов. Люди всегда спрашивают с того, кого они видят. И они спрашивают за все грехи президента и правительства с депутата Госдумы, который к ним приезжает. От таких встреч бывает польза двоякого рода. Во-первых, становишься злее, в хорошем смысле этого слова. Точнее сказать, еще упрямее пытаешься сделать то, что возможно сделать, находясь в Госдуме. А во-вторых, такие встречи дают размышления для будущих законодательных инициатив. Так родился проект закона о выплате пенсий за выслугу лет для медиков.

За время депутатской работы что я только не пережил – и жесткие дискуссии в парламенте, и тяжелые избирательные кампании, и шельмование в печати, и попытки купить мой отказ выдвигаться в депутаты за большую должность. Но, пожалуй, самое тяжелое в депутатской работе, когда люди, для которых ты работаешь, думают, что ты не помог им не потому, что не мог, а потому, что не захотел. А ведь решить элементарный вопрос для ветерана или для человека с низкими доходами, удается нечасто. В лучшем случае — одно из 10 обращений.

Наверно, у каждого в жизни бывают такие минуты, когда хочется все бросить. У нас это случается, когда, скажем, лет пять работал над законом, со всеми, с кем можно согласовал, в т.ч. с президентской администрацией, а потом она же берет и отклоняет его. Или Правительство вносит закон, отменяющий социальные гарантии для тех, кому они нужны, а наша “замечательная” Госдума голосует за это, “не приходя в сознание”. И тогда думаешь: “Будь оно все проклято – эти перелеты бесконечные, часовые пояса и перегрузки, бессонные ночи”, а потом понимаешь, что бросить это трудно. Бросить трудно по одной простой причине — это ощущение своих реальных возможностей повлиять на события, что-то сделать для тех людей, которые тебе доверяют. И думаешь: “Нет, пока есть силы, надо работать”.

Досуга у нормально работающего депутата почти не бывает, потому что даже, когда плывешь в бассейне, все равно думаешь о делах, и когда приходишь в большой зал Консерватории с московскими гостями, то все равно это не отдых, а наполовину работа, потому что обсуждаются текущие вопросы. Казалось бы, за столько лет в Москве можно было обойти все театры, но бывает это в три месяца раз. И, тем не менее, удалось и в Большом, и в Кремлевском дворце съездов, и в театре “Современник”, и в театре Российской армии, и в театре Немировича-Данченко, и даже в театре “Ромэн” побывать. Если уж совсем голова перегружена, эмоциональный голод, тогда спасает русский романс под гитару или остатки музыкальных воспоминаний со школьного времени о Моцарте, Чайковском.

За прошедшие годы я перечитал много книг философского, духовного характера — Новый Завет, русских христианских мыслителей, “Алмазную Сутру”, Рерихов. Я люблю читать подобного рода литературу — она позволяет подняться над бытом, над суетой, над кровью и грязью нашей современности. Но верю я по-прежнему и прежде всего в человека. Я верю в то, что рано или поздно наш народ разберется в том, кто друг, а кто недруг. Что рано или поздно наша страна займет в мире положение, достойное ее великой истории, ее великой культуры.