Организация «Репортеры без границ» опубликовала ежегодный рейтинг свободы прессы. Как и год назад, Россия заняла в нем 148-е место из 180.
Подробнее на РБК:
http://www.rbc.ru/politics/26/04/2017/590039ef9a7947711238ea86
Мы прекрасно понимаем, что в буквальном смысле выстроить страны и их отношение к свободе средств массовой информации с определенной точностью – невозможно.
Этот рейтинг отражает не только уровень свободы СМИ в стране, но и представление организации «Репортеры без границ» о положении дел в государстве.
Россия и в 90-е годы не имела высокого рейтинга СМИ, а в 2000-х годах опустилась к уровню середины второй сотни. Иногда немного лучше, иногда хуже.
Думаю, что реальное положение свободы СМИ у нас несколько лучше, чем отражает этот рейтинг. В нем, так или иначе, сказывается отношение к нашей стране.
Но в целом совершенно очевидно, что органы государственной власти контролируют СМИ почти независимо от их формальной принадлежности.
СМИ, которые позволяют себе критиковать власть, остаются либо в интернете, либо как печатное издание, в редких случаях, как радиостанция. Телевизионных каналов, которые критикуют власть на более ли менее серьезном уровне, не считая интернет каналов, почти не осталось.
Хочу заметить, что при этом есть некоторая связь между свободой печати и уровнем коррупции в государстве.
Повторю, наименее коррумпированные режимы – либо жесткие, как сталинский, — либо режимы с развитой демократией, где за любым действием политиков наблюдают журналисты.
Бывает, конечно, что совершенно не по делу, как, например, в случае с женой Франсуа Фийона, но в целом это резко снижает уровень злоупотребления властью.
Пользуясь случаем, хочу сказать, что сожалею, что Франсуа Фийон не вышел во второй тур президентских выборов во Франции. Хотя он консерватор, а я левый, но у Фийона, думаю, были реальные шансы побороться с Эммануэлем Макроном. У Марин – Ле Пен шансов практически нет, поскольку против нее объединиться большая часть кандидатов, ставшими лидерами первого тура.