17 января Государственная дума рассмотрела законопроект о моратории на ликвидацию медицинских учреждений и увольнение медицинских работников.
В связи с чрезвычайной ситуацией в здравоохранении, законопроект поддержали три оппозиционные фракции, «Единая Россия» его не поддержала, и он не был принят.
Представляем отрывок стенограммы обсуждения данного законопроекта, который дает представление о характере дискуссии.
«Стенограмма пленарного заседания от 17.01.2018
Пункт 10-й. Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях введения временных ограничений на ликвидацию государственных и муниципальных медицинских организаций и на увольнение их работников».
Рашкин В. Ф., КПРФ
Уважаемые коллеги, ещё в 2015 году, когда реформаторы стали переходить о слов к делу, фракция Компартия Российской Федерации внесла в Госдуму законопроект «О введении моратория на ликвидацию государственных и муниципальных медицинских организаций и на увольнение их работников». Актуальность законопроекта красноречиво выражается выводами Счетной палаты о том, что сокращение медработников и медицинских организаций под видом оптимизации сопровождается ростом смертности и нарушением фундаментальных прав пациентов и врачей.
Согласно официальным данным Росстата за последние годы в России ликвидировано более 900 больничных организаций, а число больничных коек сократилось более чем на 125 тысяч штук. При этом Счетная палата констатирует рост как внутрибольничной летальности, связанной, в частности, с тем, чтобы из-за отсутствия или нехватки мест в отделениях интенсивного лечения госпитализация больных с тяжелыми заболеваниями производится в обычное терапевтическое отделение. Так и числа умерших на дому, в том числе из-за снижения доступности медицинских услуг.
Так называемая оптимизация в сфере здравоохранения, которая проводилась в течение последнего десятилетия, уже привела к серьезным негативным последствиям, связанным с уменьшением доступности медицинских услуг для граждан.
В период с 2000 года число российских больниц сократилось почти в два раза, в сельской местности в четыре раза, число больничных коек на 10 тысяч населения снизилось на 27,5 процента, амбулатории поликлиник — на 12,7.
В связи с оптимизацией постоянно увеличивается нагрузка на медицинский персонал, при том, что реальная зарплата медицинских работников находится на недопустимо низком уровне. Так эксперты посчитали, что оплата квалифицированного врача в час в регионах сопоставима с часовой ставкой рядового сотрудника сети «Макдональдс», а зарплаты среднего и младшего персонала значительно ниже. В этих условиях ценные кадры неизбежно уходят в коммерческую медицину.
Сокращение числа медицинских работников на фоне роста количества потребителей услуг, неминуемо приводит не только к избыточной интенсивности труда, но и к снижению доступности и качества представляемых услуг. Растут сроки ожидания оказания медицинской помощи, причём в отдельных случаях предельные сроки ожидания превышают необходимые сроки в два и более раз.
Особенно остро ограничения доступности медицинской помощи населению, в том числе первичной медико-санитарной помощи, коснулись сельских жителей. Проверка показала, что 17,5 тысяч населённых пунктов вообще не имеют медицинской инфраструктуры. Вот доработались. Из них более 11 тысяч расположены на расстоянии свыше 20 километров -заставляют всех спортом заниматься, вместо медицинских услуг — от ближайшей медорганизации, где есть врач. Почти 900 малых населённых пунктов не прикреплены ни к одному ФАПу или офису врачей общей практики, вообще нет ничего.
Предлагаемый законопроектом мораторий на увольнение работников медорганизации, разумеется, не носит абсолютный характер. Если кто-то, например, в состоянии опьянения будет лечить пациентов, просто перестанет ходить на работу, он будет уволен, по этому закону в том числе.
Законопроектом предусматривается запрет на увольнение работников государственных и муниципальных медицинских организаций по инициативе работодателя только по следующим основаниям: первое — ликвидация организации; и второе — сокращение численности или штата работников организации.
Стоит отметить, что в отрицательном отзыве правительство указало, что принятие законопроекта Компартии Российской Федерации не позволит повышать зарплаты врачам за счет сокращения, якобы, неэффективных больниц и кадров. Мягко говоря, это неправда.
Однако формальный рост уровня средней заработной платы, о котором правительство уже успело отрапортовать, согласно выводам экспертов вызван не увеличением размера оплаты труда, а ростом нагрузки на одного работника, когда вместо положенных 8 часов врач работает 12 часов и более, а уровень совместительства достигает 140 процентов.
Сегодня темпы ликвидации медицинских организаций и увольнения медработников значительно упали, однако, рассматриваемый законопроект не потерял актуальности до тех пор, пока преступное, на наш взгляд, сокращение доступной медицинской помощи не будет полностью остановлено.
Разумеется, законопроект не может полностью решить проблемы здравоохранения, он на это и не претендует, но это первый и очень важный шаг к изменению тяжелейшей ситуации, которая сложилась в этой сфере.
Политика сокращения персонала медицинских организаций и ликвидация самих юридических лиц является недальновидной и должна быть коренным образом переосмыслена.
До этого момента необходимо принять минимальные необходимые меры, направленные на защиту российской системы здравоохранения.
Уважаемые коллеги, считаю, что обсуждаемый законопроект как раз предлагает такие меры, и поэтому необходимо отнестись к нему с особым вниманием.
Призываю поддержать этот закон. Компартия Российской Федерации на этом настаивает. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Смолин О. Н.
Уважаемый Сергей Алексеевич, у нас действительно строится новая больница и перинатальные центры, беда только в том, что строится их меньше, чем закрывается.
Мой вопрос, вот какой. Вы сказали, что ключевой аргумент против законопроекта — это появление нормы закона о том, что ликвидация и реорганизация медицинских учреждений возможна только на основании решения комиссии. У нас такая же норма действует в законе «Об образовании», и, как человек, который этим занимается, я хочу сказать, что она крайне неэффективна, поскольку комиссию всегда можно создать под необходимые задачи и уломать при случае членов комиссии, которые, как правило, бывают зависимы от тех, кто реально принимает решение.
Мой вопрос. Скажите, пожалуйста, а есть ли какие-нибудь данные о том, что ситуация в медицине стала лучше с тех пор, как появилась эта норма закона? Спасибо.
Вострецов С. А.
Спасибо большое. Очень хороший вопрос, но я отвечу так.
Закон — есть закон, и нравится нам норма или не нравится, кто-то создаёт под себя или не под себя. Я возглавляю альтернативные профсоюзы и просто профсоюзы, они не дадут соврать, туда входят, в частности, в эти комиссии и представители профсоюзов. Там где есть коллектив, там, где люди сознательно относятся ко всему, они и любого руководителя на место поставят. И сегодня закон тот, принятый, который мы приняли в конце 2017 года, он вполне это позволяет. А статистики такой нет, потому что он был принят только 21 декабря 2017 года.
Но я могу сказать одно. Можно принять любые законы. Если нет людей, если люди не мобилизованы, если люди не готовы защищать свои права, ни один закон работать не будет, но это немножко другая история. Спасибо.
Смолин.О. Н.
Уважаемые коллеги! Уважаемый Вячеслав Викторович!
Я тоже не претендую на роль профессионального медика, скорее профессионального пациента. И начну в отличие от Шерлока Холмса не дедуктивным, а индуктивным методом.
Вот вам пара историй. Мой друг — музыкант в Москве, позапрошлый год — обострение астмы. Сходил в платную поликлинику, заплатил, выписали лекарства, за 2 недели восстановился. В прошлом году решил воспользоваться государственной медициной, позвонил. Ему сказали, через неделю Смолин запишем к терапевту, ещё через неделю, может быть, попадешь к узкому специалисту. Плюнул, вспомнил, чем лечили в позапрошлом году, за 2 недели излечился сам.
Это город Москва — столица нашей Родины.
А вот вам другой пример. Батюшка, отец многодетного семейства из Ярославской области (при прежнем губернаторе история была) направляет мне письмо, жалуясь на то, что закрывают роддома. Я пишу письмо губернатору, получаю ответ, в ответе сообщается, что всё это делается исключительно для благо женщин, чтобы повысить качество, соответственно, родовспоможения, разумеется, для тех, кто доедет.
Но про то и писал батюшка многодетный, что слишком многие его прихожанки не доезжают до этого самого улучшенного родильного дома.
А теперь позвольте несколько цифр, постараюсь не повторять то, что уже здесь говорили: Элла Памфилова, в бытность Уполномоченным по правам человека, удивлялась, почему у нас 70 процентов граждан озабочены состоянием системы здравоохранения и только 3 процента свободой митингов?
Я бы не удивлялся, потому что с системой здравоохранения стакивается каждый человек очень часто, а с митингами, слава Богу, не каждый и не всегда.
Но сверх того, уважаемые коллеги, если бы мы повысили, как то положено по нормам Всемирной организации здравоохранения наши расходы на здравоохранение до 6 процентов от валового внутреннего продукта, по прогнозам экспертов мы смогли бы значительно сократить смертность в трудоспособном возрасте, а это прямо сказалось бы, между прочим, на пополнении Пенсионного фонда.
Вот такова социоэкономика: вложения в социальную сферу, они оказываются, чем далее, тем более экономически эффективными, коллеги.
А теперь данные Росстата. По данным Росстата, у нас врачи получают в среднем 53 тысячи рублей в месяц, по данным Общероссийского народного фронта, опять же — это не оппозиция, 58 процентов врачей получают зарплату, ниже 25 тысяч рублей в месяц. Как это возможно — это тайна, покрытая мраком, уважаемые коллеги.
Счётная палата нам говорит о том, что только за 2015 год было уволено 90 тысяч врачей, и Счётная палата из года в год констатирует вытеснение бесплатной медицинской помощи так называемыми «платными услугами».
А теперь в итоге, коллеги, если верить Всемирной организации здравоохранения, мы понимаем, что эти данные относительны, в 1978 году мы занимали 22 место по эффективности систем здравоохранения.
Я вас прошу, понимаю, что время закончилось, я прошу поддержать законопроект, понимая его несовершенство, тем не менее это шаг вперед, мы не можем больше сделать шагов назад в области нашего здравоохранения.»