Судя по информации, которая попадала в СМИ, установки Администрации президента, выставленные губернаторам по выборам 18 марта, были достаточно противоречивы.
Первое. Обеспечить результат по принципу – 70% на 70% (явка и голоса). Затем этот результат был смягчен до 65% на 65%. А в результате оказался 67% на 77%.
Второе. Губернаторам было сказано не вмешиваться самим напрямую в ход избирательной кампании.
Третье. Не фальсифицировать результаты выборов или не попадаться на этом. Были оглашены заявления руководства Администрации президента, что губернаторы, которые будут заниматься фальсификацией, и будут на этом пойманы – будут серьезно наказаны.
В таких условиях губернаторами и СМИ была применена следующая тактика:
Первое. Максимально поднимать явку. Социологи правильно подсчитали, что вместе с повышением явки повышаются и шансы Владимира Путина.
Второе. Максимально сбивать рейтинг Павла Грудинина. Вначале избирательной кампании социологи неофициально давали ему 20 и более процентов.
Отметим, что с 1996 года не было избирательной кампании, где бы СМИ с такой страстью «мочили» оппозиционного кандидата, как это было сделано в отношении Павла Грудинина.
Но отметим, что результат Павла Грудинина в Омской области оказался традиционно выше (20,39%), чем в других регионах по стране. А в своем Совхозе им. Ленина Павел Грудинин одержал победу вопреки формуле – « Нет пророка в своем Отечестве». Это доказывает, что успехи Совхоза – не липа, а бесконечные жалобы на Павла Николаевича – это предвыборные технологии.
В итоге его рейтинг сбили, но добиться задачи выведения на второе место Владимира Жириновского так и не удалось. Он набрал вдвое меньше, чем Павел Грудинин.
Но Владимир Путин набрал больше, чем ожидалось социологами и больше, чем ставила задачей Администрация президента.
Одна из причин тому – внешнее давление.
Россия относится к числу стран, где санкции и атаки на руководителя страны вызывают желание не избавиться от него, по крайней мере, у широких слоев населения, а желание сплочения вокруг действующего политического лидера.
Помню, как пару лет назад немецкие парламентарии спрашивали меня о влиянии санкций на настроение внутри страны. Уже тогда ответ был однозначен – противоположное тому, чего они хотели.
Рейтинг действующего президента не только не упал, но и вырос. И надежды некоторых политологов и политиков на Западе, что возмутиться элита в России и совершит переворот, полагаю абсолютно необоснованными.
В этом смысле дело Скрипаля и прямые атаки руководства Великобритании на президента, обвинившего его лично в отравлении, объективно сработали на повышение рейтинга.
Главная после выборов проблема – при таких результатах Владимир Путин получает полную свободу действий. Теперь практически все зависит от него:
— будет ли страна двигаться прежним курсом? С нарастающим отставанием от других стран;
— произойдет ли левый поворот? В пользу социальной справедливости! Или произойдет еще больший правый поворот! В пользу избранных слоев населения.
Понятно, что чем больше голосов получил бы Павел Грудинин, тем больше было б шансов на левый поворот. Повторим, что сейчас дальнейшее движение страны зависит от одного человека.
Поскольку президент и Администрация умеют держать информацию, это значит, что об изменениях в Правительстве мы узнаем только после инаугурации.