Смолин О. Н., фракция КПРФ.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич, экс-министр финансов и в прошлом ваш оппонент Алексей Кудрин постоянно поднимает вопрос о повышении пенсионного возраста женщинам до 63, а мужчинам до 65 лет. При этом в России до 65 не доживают 45 процентов мужчин.
Тот же Кудрин приводит данные, согласно которым в Корее ежегодно на 10 тысяч населения внедряются 478 многофункциональных роботов, в Китае — 36, в России — 2. Понятно, что повышение пенсионного возраста удешевит рабочую силу и еще более замедлит технический прогресс.
Кроме того, год назад я задавал вопрос о возобновлении индексации пенсий работающим. В результате ухода пенсионеров в тень потери трех фондов, региональных бюджетов с учетом недоплаченных налогов значительно превышают экономию.
Вопрос: каково ваше личное отношение к повышению пенсионного возраста и к возобновлению индексации пенсий хотя бы работающим людям с низкой зарплатой, хотя бы людям с инвалидностью? Спасибо.
Медведев Д. А.
Да, значит, Олег Николаевич, ну, действительно, это тот вопрос, который мы тоже неоднократно обсуждали в стенах Государственной Думы.
Первое, что хотел бы сказать, конечно, Алексей Леонидович — это не мой оппонент, это мой коллега, но это не означает, что у нас должны быть одинаковые позиции по всем вопросам, и что мы во всем сходимся.
В отношении темы повышения пенсионного возраста. Это сложный и очень важный вопрос, который мы с вами, в том числе, а также с экспертным сообществом обсуждаем на протяжении, наверное, последних 10 лет. Очевидно, что, скажем, наша страна, люди в нашей стране меняются, и несмотря на цифры, которые вы сейчас привели, всё-таки невозможно не отметить то, что в настоящий момент у нас уже принципиально другая продолжительность жизни.
И если говорить о моменте установления пенсионного возраста, то это произошло в 30-е годы, когда продолжительность жизни в нашей стране была приблизительно, приблизительно, значит, я специально статистику поднимал, на 30 лет меньше, чем сейчас. Средняя продолжительность жизни в середине 30-х годов была 39-41 год. Ну и можно посчитать, значит, как это соотносилось с пенсионным возрастом. Очевидно, что мы живем в другой стране с другой медициной, что, конечно, не означает, что у нас все задачи здесь решены, об этом я вот говорил только что, выступая с докладом.
Поэтому при принятии решения о пенсионном возрасте, очевидно, не должно быть резких, непродуманных и непросчитанных решений, но при этом государство, исполнительная власть должны всё-таки ориентироваться на существующие реалии. Такого рода решения, я думаю, что уже назрели, значит, их нужно обсуждать и по ним нужно определяться.
Что же касается пенсии работающим пенсионерам. Ну смотрите, очевидно абсолютно, что в какой-то момент мы приняли очень гуманную и это, на самом деле, хорошо — модель соотношения между пенсиями и работой.
Я напомню, Олег Николаевич, вы человек тоже зрелый, знаете об этом, я вот вчера как раз сидел, вспоминал, в советский период достаточно длительное время, где-то до середины 70-х годов вообще не допускалось одновременное получение зарплаты и пенсии, вообще не допускалось. Потом я вот вспоминал свою бабушку, значит, это допускалось только в определенных рамках, если пенсия небольшая и зарплата маленькая. Вот она работала сторожем и получала, по-моему, пенсию рублей 40 или 50, и зарплату порядка 60 рублей, все остальное делать было нельзя. Потом появились еще акты, которые распространяли вот эти возможности на наиболее тяжелые виды профессии, вот горячие цеха и так далее, но это все равно суммировалось только до определенного предела.
Мы выбрали другую модель. И в настоящий момент человек, который получает пенсию вне зависимости от размера этой пенсии и зарплату вне зависимости от размера этой зарплаты, может получать оба источника существования.
Я просто хочу еще раз, чтобы мы с вами, как законодатели, как представители исполнительной власти об этом помнили.
Второе. Мы действительно платили или начисляли индексацию работающим пенсионерам. В какой-то момент мы вынуждены были от этого отказаться, ну скажем, по-честному, только по экономическим причинам, просто потому что у нас не хватало на это денег. Это не означает, что к этому вопросу невозможно вернуться, к этому вопросу можно возвращаться. Но при этом нужно понимать, что все-таки финансовое положение работающих пенсионеров и не работающих пенсионеров оно несколько разное. Но подчеркиваю, этот вопрос не закрыт.