Реформа «Почты России». Стенограмма от 10.05.2018

33-й вопрос. Проект федерального закона «Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», основах деятельности создаваемого акционерного общества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Докладывает Николай Петрович Николаев, мы договорились до десяти минут.

Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги!

Позвольте вам представить законопроект о реорганизации «Почты России», законопроект, авторами которого стали представители всех фракций Государственной Думы.

Я уверен, что у каждого из здесь присутствующих есть своя какая-то личная история про «Почту России», и что-то мне подсказывает, что, скорее всего, эта история не связана с молниеносной доставкой того или иного почтового отправления. И если на сегодняшний день вы забьете в любой Интернет-поисковик слова: «Почта России», то получите огромное количество так называемых мемов, шуток, карикатур, которые свидетельствуют об огромном количестве проблем и претензий, которые есть у населения к «Почте России».

А ведь одновременно с этим «Почта России» является такой системообразующей организацией, одним из каркасов, который объединяет все населенные пункты нашей страны. И сегодня нам даже немыслимо подумать и представить свою жизнь без почты, и это неудивительно, потому что история «Почты России», она неразрывно связана с историей самой страны. И если вспомнить даже географические названия, вот даже далеко ходить не надо, Тверская-Ямская, ям — это как раз и есть почтовое отделение. Если те, кто из Сибири, вы знаете, что по основным трактам сибирским все поселки располагаются в 30 километрах друг от друга, это же тоже дневная, по сути, норма пробега ямщика, который везет почту.

И страна сегодня развивается, технологии растут, технологии развиваются, и более того, многие технологии на сегодняшний день используются «Почтой России».

Так почему же у нас и у наших избирателей такое огромное количество претензий к работе этой организации? Все достаточно просто. Дело в том, что с 1516 года, когда был образован Ямской приказ, по факту, в подходах, государственных подходах к управлению почтой практически ничего не поменялось. Сегодня «Почта России» — это государственное унитарное предприятие, и если любое, даже оперативное решение, для того чтобы его принять, необходимо преодолеть огромное количество бюрократических процедур, которые могут занимать и дни, и недели, и даже месяцы, так что же мы с вами хотим от такого вот неповоротливого, извините, слона?

Именно поэтому на протяжении достаточно большого количества времени осуществляются так или иначе попытки реформировать, реорганизовать «Почту России». И я очень надеюсь, что наш законопроект в конце концов поможет научить и этого слона танцевать.

Каким образом? Одной из причин, по которой правительственный законопроект об акционировании «Почты России», который был внесен в 2014 году, не был принят, не был даже рассмотрен Государственной Думой, — это то, что он был написан на базе законодательства о приватизации, и допустить даже гипотетическую возможность перехода в частные руки такой важнейшей стратегической организации, как «Почта России», на наш взгляд, это недопустимо. И именно поэтому в нашем законопроекте мы четко прописали безусловную собственность Российской Федерации на все 100 процентов акций непубличного акционерного общества. Без каких-либо допущений, собственность Российской Федерации, точка. И, соответственно, мы прописали и организацию управления «Почтой России», совет директоров и весь руководящий состав, он должен назначаться Правительством Российской Федерации.

Важнейший вопрос — это доступность почтовых услуг. Я думаю, что так же, как и вы, так как я работаю в регионе, я прекрасно знаю все эти вопросы о наличии или, скорее, отсутствии отделения «Почты России» на той или иной территории.

И в настоящее время нужно понимать, что нормативы размещения объектов почтовой инфраструктуры прописаны и утверждены приказом Министерства связи СССР от 1981 года. Всё, с тех пор в этот документ никакие изменения не вносились, и мы понимаем с вами, что, скорее всего, он не особо и соблюдается.

Мы впервые с коллегами прописали прямыми нормами законодательства нормы доступности почтовых отделений. Для городских округов на одно отделение не может приходиться более 15 тысяч человек, и расстояния по дорогам общего пользования (не напрямую, а по дорогам) между двумя отделениями не должны превышать 1,5 километра.

Конечно, мы не оставили без своего внимания и сельскую местность. Прекрасно все знаете, что в посёлках, в деревнях отделение «Почты России» — это такой вот микрокосмос. Это одновременно и клуб, и супермаркет, и даже градообразующее предприятие. Поэтому мы чётко прописали, что в сельских поселениях расстояние между двумя отделениями почтовой связи по дорогам общего пользования не должно превышать 6 километров.

Во-вторых, в отделениях почтовой связи, расположенных в отдалённой местности, должны обеспечиваться возможности для работы нотариусов.

И, в-третьих, наконец, в отделениях почтовой связи должна быть обеспечена возможность оказания государственных и муниципальных услуг, это крайне важно для небольших посёлков, деревень в дальних областях и регионах… районах нашей страны.

И для того чтобы исключить всяческий волюнтаризм в вопросах закрытия тех или иных отделений связи, отделений почтовой связи, мы прописали, что любые решения о закрытии тех или иных отделений должны приниматься советом директоров, я напомню, что в совете директоров как раз у нас присутствуют люди, которые назначаются правительством, но и дополнительно мы прописали, что требуется согласование профильного федерального министерства для принятия этого решения.

Конечно, надо сказать и о той части законопроекта, которая касается и посвящена работникам «Почты России». Ну, почтальон, понятно, это профессия, которая воспета не только в стихах, в прозе и в кинематографе, и сейчас ставят большое количество достаточно даже памятников почтальонам, такие есть и в Воронеже, и в Нижнем Новгороде, и в Челябинске, в целом ряде других городов, и сегодня на «Почте России» работает более 350 тысяч человек. Это означает, что вместе с членами семей в стабильности рабочих мест на «Почте России» заинтересовано более одного миллиона человек. Именно поэтому все положения законопроекта, которые так или иначе связаны с положением работников, мы согласовывали и, соответственно, советовались с руководством профсоюза работников почтовой связи, и я хотел бы поблагодарить коллег за их помощь и их сотрудничество.

В результате мы прописали, что реорганизация «Почты России» не может являться основанием для расторжения трудовых договоров, что сокращение численности штата и штата работников в связи с реорганизацией недопустимы и, в конце концов, что «Почта» соблюдает все условия и отвечает по обязательствам, которые содержатся в коллективном договоре.

Ну и, наконец, почти половина объёма законопроекта посвящена имущественным отношениям. «Почта России» сегодня обладает уникальным комплексом имущественным. За последние годы надо сказать, что была проделана достаточно большая работа и более 95  процентов объектов недвижимости, которые используются «Почтой России», они прошли соответствующую регистрацию и стоят на учёте в Едином государственном реестре недвижимости.

И сегодня «Почта России» использует более 48 тысяч объектов недвижимости по всей стране, среди которых, конечно, помещения и здания в центре городов и посёлков, это и современные объекты, и объекты культурного наследия. И теперь вот весь этот объём имущества государство передаёт в качестве своего имущественного взноса в уставной капитал «Почты России».

Каким образом мы предлагаем это сделать. Во-первых, в течение 180 дней после принятия закона (я очень надеюсь, что он будет принят) будет составлен акт инвентаризации, на основании которого правительство подпишет передаточный акт, он будет утверждаться правительством, и это решение должно быть опубликовано в средствах массовой информации.

Что же касается учёта недвижимого имущества, то мы прописали дополнительно очень чётко процедуры, в том числе по тем объектам, которые сейчас находятся на балансе «Почты России», но у которых нет в настоящий момент соответствующих правоустанавливающих документов.

В целом мы постарались, чтобы законопроект был максимально наполнен прямыми нормами и чтобы эти нормы были максимально прозрачными. На законопроект мы получили соответствующие замечания наших коллег из комитетов-соисполнителей.

Есть некоторые замечания правительства на сегодняшний день, вы можете… Сегодня здесь присутствует исполняющий обязанности министра связи и массовых коммуникаций Николай Анатольевич Никифоров. В целом все замечания, которые мы получили, носят более технический характер и могут быть ко второму чтению исправлены.

Просим поддержать. Спасибо.

Смолин О. Н., фракция КПРФ.

Уважаемый Николай Петрович, скажите, пожалуйста, правильно ли я понял, что норма, которую вы записали, позволяет в случае, если на расстоянии 5 километров находятся три села, в двух из них почтовое отделение закрыть. И не является ли так называемая оптимизация великой тайной этого законопроекта. Спасибо.

Николаев Н. П.

Вы абсолютно правы в том плане, что если подходить к нормам в обязательном порядке, что обязательно только 6 километров, то действительно так нужно будет делать. Но в законопроекте также прописано то, что дополнительно все нормы, связанные с размещением тех или иных объектов почтовой инфраструктуры, они прописываются в соответствующих правилах. И мы здесь с вами устанавливаем только границы внутри с учетом текущей практики, с учетом мнения регионов, с учетом целесообразности по обеспечению граждан почтовыми услугами, эти нормы могут и меняться в сторону соответственно повышения плотности почтовых отделений. Председательствующий. Спасибо.