В поисках  консенсуса

8 июня в Государственной думе состоялось расширенное заседание рабочей группы по законопроекту об изучении языков в Российской Федерации.

Первоначальный законопроект, внесенный депутатами всех фракций, в том числе и Олегом Смолиным, вызвал серьезную дискуссию, разногласия и возражения со стороны национальных элит.

На рабочей группе была представлена новая версия законопроекта, которая будет принята во втором чтении и которая исходит из нескольких принципиальных позиций:

— изучение государственных языков республик и родных языков сохранится в обязательной части образовательной программы;

— русский язык признается родным, также как и национальные языки;

— право выбирать какой язык изучать в качестве родного языка будет принадлежать родителям на стадии начальной и основной школы.

Смысл законопроекта сводится к тому, что в национальных республиках все будут изучать русский язык, как государственный, а далее, каждый выбирает свой язык, который будут изучать, как родной.

Родители детей титульных национальностей в республиках, как родной выберут свой язык, например: татарский, башкирский, чеченский. Русские или родители других национальностей могут выбрать в качестве родного — русский язык или иной другой.

Изучение национальных языков сохранится, но при этом русских не будут принуждать изучать национальные языки в республиках.

Параллельно в постановлении Государственной думы будет введена рекомендация Правительству создать фонд поддержки национальных языков в стране, поскольку проблема развития национальных языков не сводится к тому, чтобы изучать их только в республиках.

 Например, в Омской области большое количество казахов, татар, немцев и было бы правильным для тех, кто желает обеспечить возможность изучения родных языков.