12 марта состоялось заседание Комитета Государственной думы по труду, социальной политики и делам ветеранов, где рассматривались два законопроекта, посвященных государственному заказу в социальной сфере.
Сама идея законопроекта положительная. Она предполагает возможность привлечения некоммерческих и других организаций к оказанию социальных услуг.
Однако Министерство финансов России вписало в закон положение об образовательных ваучерах, причем эти ваучеры распространяются на все уровни образования – от дошкольного до высшего.
Введение будет необязательным, но Правительству и регионам разрешается это делать по собственному усмотрению.
Выступая на Комитете, Олег Смолин предложил принять поправку, которая ограничивает образовательные ваучеры только сферой дополнительного образования, причем только в части общеразвивающих программ (кружки, дома творчества и т.д.).
Он привел следующие аргументы:
- Идеологический – этот закон об услугах, а образование услугой не является. Неслучайно Министерство здравоохранения из закона исключило положение о медицинских учреждениях.
- Исторический – предложение о ваучеризации образования было сделано в программе Егора Гайдара 1992 года. Тогда общество выступило с активным протестом и эти предложения провалились. В начале 21 века эту же инициативу, но в новой версии пытались реализовать в рамках высшего образования. Инициатива принадлежала Высшей школе экономики. Проводился эксперимент, который провалился.
- Юридический – в образовании нет необходимости вводить дополнительные права для негосударственного сектора, поскольку по действующему закону частные детские садики, имеющие рецензию, частные школы, имеющие аккредитацию, и без того имеют право получать государственные деньги.
- И главный аргумент – образовательный ваучер наверняка будет покрывать лишь часть расходов на образование, а это значит, что школьное образование будет становиться частично платным, как это сейчас уже происходит в медицине.
Увы, Комитет Госдумы голосами «Единой России» предложение Олега Смолина отклонил.
Утешение лишь в том, что установлен переходный период до 2024 года, после чего ваучеризация станет обязательной.
Все еще остается время для возможности повлиять на эту ситуацию и не допустить этого.
Жаль, что образовательное сообщество сейчас не так активно и сильно, как в 90-е годы, когда совместные усилия парламента, профсоюзов и Союза ректоров позволили сорвать планы всеобщей приватизации и ваучеризации образования. Хотя все шансы на наш успех остаются.