Россияне лучше относятся к советской власти конца 1970-х — начала 1980-х годов, чем к современной российской. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на результаты опроса «Левада-центра».
Большая часть респондентов (29%) считает, что в «эпоху застоя» советская власть была близка к народу. Около 25% опрошенных заявили о том, что власть была сильной и прочной, а 22% уверены в справедливости социалистической системы. При этом современная российская власть, по данным опросов, воспринимается как коррумпированная (41%), чуждая народу, далекая от него (31%) и сильно бюрократизированная (24%), говорится в публикации.
В очередной раз социологический опрос доказал, что граждане страны высоко оценивают достижения СССР, даже в «эпоху застоя».
Многие либералы комментируют это таким образом: «Общество пытается идти вперед, но голова повернута назад».
На самом деле наш народ очень близок к истине и вот почему:
— если верить в позицию, что прогресс человечества – это прогресс свободы, то стоит отметить, что свобода бывает двух видов: негативная свобода (свобода от ограничений), позитивная свобода (свобода для осуществления реальных действий).
С точки зрения позитивной свободы, период конца 70-х начала 80-х гг. явно превосходит современность. У граждан тогда было значительно больше возможностей для реализации их замыслов.
Существовало экономическое основание, которое позволяло людям быть свободнее:
— минимальная заработная плата составляла почти полтора прожиточных минимума. Сейчас МРОТ — прожиточный минимум, но минус налоги;
— заработная плата начинающего учителя или врача – два прожиточных минимума. Сейчас в 53 регионах, каждый тритий учитель получает меньше 15 тысяч, то есть чуть больше одного прожиточного минимума, как правило, работает значительно больше, чем на 1 ставку;
— студенческая стипендия составляла 80% от прожиточного минимума, современная стипендия лишь 14%;
— и так далее, этот список можно продолжать очень долго!
Советский период отличается фундаментальными социальными гарантиями, включая трудовую занятость, образование, медицину и жилье. Эти гарантии имел каждый и мог их реализовать.
Что касается негативной свободы (свободы от ограничений), то ситуация сложнее.
Политической свободы сейчас относительно больше, хотя бы потому, что тогда существовала лишь одна партия, а сейчас значительно больше.
Однако, не помню, чтоб в советский период, когда я отправлялся на радио или телевидение, спрашивал разрешения у начальства что говорить.
Сейчас без согласия московского департамента образования я не могу пригласить московского учителя на программу про инвалидов, где нет никакой политики.
В советский период нельзя было вслух ругать высшее руководство, но сейчас трудно себе представить человека, который без санкций ругал бы своего непосредственного начальника или руководителя.
Уровень негативной свободы необходимо специально изучать отдельно, чтоб дать объективную картину современности и соотнести ее с советским периодом.
В любом случае люди понимают, когда трудящимся жилось лучше и легче.
Что касается меня, то наша социалистическая система, несмотря на свои недостатки, всегда будет выше, чем существующий сейчас дикий полукриминальный капитализм.