1. Понятие системных проблем
В любой области общественной жизни существуют проблемы частные и проблемы системные, без решения которых успешное управление невозможно. Системные проблемы отличаются от частных как минимум двумя признаками:
во-первых, они охватывают все или большинство элементов системы;
во-вторых, имеют межведомственный характер.
Вот некоторые системные проблемы науки и высшего образования.
Мы понимаем: эти проблемы возникли до появления нового министерства, но решать их в значительной степени придется новому руководству. И мы готовы принимать в этом участие.
2. Финансирование
Начнем с финансирования.
По сравнению с советскими временами доля государственных расходов на образование сократилась практически вдвое – с 7% до 3,6%.
Что касается международных позиций, то исследования Мирового банка по суммарным расходам (государственным и частным) в 2012 г. дали нам лишь 98-е место в мире.
Бюджет одного только Гарварда в долларовом исчислении сопоставим со всем федеральным бюджетом российского высшего образования.
Ситуация с финансированием науки выглядит еще более драматической.
В части науки указ президента №599 недофинансируется в 4,5 раза. Невольно возникает вопрос: как можно игнорировать указ президента, когда бюджет буквально ломится от профицита?
При международных измерениях, по данным Высшей школы экономики, среди 62 стран Россия в 2015 г. занимала 35-е место. Очевидно: если бы удалось собрать данные по большему числу стран, место России оказалось бы значительно ниже.
Мы понимаем, что это вопрос прежде всего к Министерству финансов и финансово-экономическому блоку в правительстве в целом. Однако не можем не озвучить их в присутствии министра науки и высшего образования.
3. Дебюрократизация
Согласно сравнительным международным исследованиям, российский учитель является мировым рекордсменом по количеству времени, которое затрачивается на бюрократические процедуры, – более 4 часов в неделю.
Аналогичные данные по преподавателям нам неизвестны, однако по личным впечатлениям бюрократизация возмущает их не меньше, чем учителей.
По оценкам председателя комитета по науке Госдумы VI созыва, академика В.А. Черешнева, после т.н. реорганизации Российской академии наук бумагооборот в научных организациях увеличился на 2 порядка.
Частный пример бюрократизации науки – система оценки научных публикаций. 5 апреля 2019 г. в Госдуме проходил специальный круглый стол. На слайде представлены мои предложения.
Добавлю к этому, что, по оценкам экспертов, затраты российских вузов и научных организаций на публикации в Scopus и Web of Science уже превысили 80 млрд руб.
Неужели нельзя найти этим деньгам более разумное применение?
Комитет Госдумы шестого созыва выработал рекомендации в части дебюрократизации образования. Две наиболее важные из них представлены на следующем слайде.
К этим предложениям добавлю третье: при лицензировании и аккредитации вузов отказаться от оценки качества оформления документов и перейти к оценке качества реальных условий и реального уровня знаний студентов.
4. «Оптимизация» сети образовательных и научных организаций
Во времена Никиты Хрущева появилась популярная загадка: какое слово на «р» начинается и никогда не кончается? Ответ: реорганизация. В последнее десятилетие эта беда посетила российское высшее образование и науку. В стране действует единственная в мире Федеральная целевая программа, где под развитием системы понимается ликвидация доброй ее половины.
За 5 лет количество вузов должно быть сокращено на 40%, а количество филиалов вузов – на 80%. Однако программа исполняется по формуле: «пятилетку в четыре года».
Вот официальные данные Рособрнадзора о динамике числа вузов и их филиалов в России.
За 4 года число госвузов сократилось на 17%, число их филиалов – более чем вдвое; число частных вузов – более чем вдвое, а число филиалов частных вузов – более чем в 5 раз. Частные вузы и филиалы в основном ликвидируются, а госвузы преимущественно укрупняются.
По данным Российской академии наук, количество академических научных институтов перед началом реорганизации трех академий составляло 901, а в настоящее время сократилось до 460.
5. Кадры
Очевидно: деньги решают не всё; всё решают кадры; однако состояние кадров во многом зависит от статуса работника, который связан с финансированием.
Если верить официальной статистике, со статусом работников высшей школы и научных сотрудников у нас всё хорошо.
По официальным данным, средняя зарплата научных сотрудников за первые шесть месяцев 2019 г. по Российской Федерации в целом составила более 94 тыс. рублей, т.е. в 2,5 раза превысила плановые показатели из указа президента РФ от 7 мая 2012 г. №599.
Однако от работников науки я не раз слышал вопросы: покажите, кто столько получает?
Аналогичная ситуация в вузах.
Если верить статистике, средняя зарплата вузовских преподавателей за январь-март 2019 г. составляла 84 тыс. рублей, что на 10% превышает показатели указа президента от 7 мая 2012 г. №597. Однако и в данном случае хочу, как Станиславский, сказать: не верю!
Сошлюсь на данные опроса Народного фронта, опубликованные в ноябре 2017 г.
При среднем доходе в стране за январь-декабрь 2016 г. округленно в 32 700 рублей опрошенные заявили, что получают 26 550, т.е. почти в 2,5 раза меньше того, что предусмотрено указом президента! Я верю людям, а не статистике.
В июле Госдума приняла рекомендации парламентских слушаний, где правительству и регионам рекомендовано установить базовые оклады учителей на уровне 70% от средней зарплаты по региону. Думаю, тот же принцип можно было бы применить и в отношении ученых и вузовских преподавателей. Долю гарантированной части в зарплате нужно повышать до 60–70%.
Не могу не заметить: проект федерального закона «О научной и научно-технической деятельности» имеет сугубо рамочный характер. Это очередной «паровоз для машиниста», где государственные чиновники расписывают собственные полномочия. Если мы хотим обеспечить прорыв в науке, законопроект необходимо наполнять конкретным содержанием. Кстати, это нам настоятельно рекомендует председатель Государственной думы.
В заключение приведу одну цитату. Цитата принадлежит классику российской словесности Виктору Черномырдину. Собрав свое молодое правительство и убедившись, что практически все его члены имеют ученые степени, согласно преданию, он задал вопрос: за что же вы так не любите науку, мать вашу?
Давайте же будем любить науку и высшее образование. И не только 25 января и 8 февраля. И не только платонической любовью, но и финансировать их достойно при принятии бюджета. Все возможности у страны для этого есть.