15 ноября Олег Смолин принял участие в пленарном заседании в рамках III Всероссийского съезда дефектологов.
Мероприятие организовано Министерством просвещения Российской Федерации. В нем принимают участие почетные гости, официальные лица, представители органов исполнительной власти, делегаты от регионов России, члены некоммерческих и общественных организаций.
Цель проведения съезда – выделение тенденций и обозначение перспектив развития российской дефектологической науки и практики.
Выступая, Смолин выделил наиболее важные вопросы по данной теме:
— перспектива профессии дефектолога;
— подготовка кадров для работы с детьми и студентами с ограниченными возможностями здоровья;
— развитие инклюзивного образования;
— Стратегия развития образования инвалидов и лиц с ОВЗ до 2030 года;
— законодательство в этой сфере.
Олег Смолин отметил, что нужно увеличить контрольные цифры приема для подготовки на дефектологические специальности.
При сокращении общего числа инвалидов в РФ число детей с ограниченными возможностями здоровья растет.
«Если в ближайшее время не будут найдены новые методы борьбы с этой проблемой, то профессия дефектолога станет самой массовой педагогической профессией», – подчеркнул Смолин.
Он добавил, что необходимы ведение параллельного развития коррекционного и инклюзивного образования, а также поддержка из федерального бюджета детей, получающих инклюзивное образование.
Первый замглавы комитета также уточнил, что Стратегия развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью в Российской Федерации на период до 2030 года нуждается в доработке.
Также Смолин прокомментировал предложение Министерства образования и науки о смене в законодательстве понятия «лицо с ограниченными возможностями» на «лицо со специальными потребностями». Он отметил, что во втором случае трактовки могут быть неоднозначными, например:
— в духе Саламанской декларации, где к ним относят не только детей с инвалидностью и другими нарушениями здоровья, но и детей мигрантов, детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях, но и детей из отдаленных районов. В этом случаем средства, которые затрачиваются на образование инвалидов, придется «размазать» по всем этим категориям, либо увеличивать на порядок;
— можно прописать в законе, что в его контексте термин «лица с особенными образовательными потребностями» будет соответствовать современному термину «лица с ограниченными возможностями здоровья». Тогда изменится только терминология;
— часть чиновников Министерства просвещения отмечают, что не всем инвалидам требуются особые образовательные условия. В этом случае понятие «лица со специальными потребностями» может оказаться уже и тогда часть инвалидов могут лишить дополнительного финансирования при получении образования и льгот при поступлении в вузы. Понятно, что это недопустимо.
Съезд встретил предложения Смолина очень тепло.