Вот уже несколько лет подряд, причем именно летом, «народные избранники» по инициативе правительства, администрации президента, а то и по своей собственной пытаются «осчастливить» народ непопулярными законами.
Делается это не случайно, ибо лето – мертвый сезон для политики: кто может себе позволить – у южных морей, остальные – на дачах и огородах. Любые организованные действия затруднены, не говоря уже об акциях протеста. Так было в 2004 году в период принятия закона о «монетизации». Как выяснилось, так же намеревалась поступить власть и в 2006-м с федеральным законом «Об автономных учреждениях».
Кратко об основных последствиях массового превращения государственных и муниципальных образовательных учреждений в АУ. Среди них одно позитивное – расширение экономической самостоятельности учреждений приблизительно до того уровня, какой был предусмотрен, например, Законом РФ «Об образовании» до того, как его подвергли все той же «монетизации». Отрицательных последствий больше. Среди них:
- Стремительное вытеснение бюджетных социальных благ в сферах образования, культуры, социальной защиты, занятости и спорта рыночными услугами, а также ликвидация гарантий бюджетного финансирования науки.
- Риск утраты некоторых социальных гарантий, установленных законодательством именно для государственных и муниципальных учреждений (отсрочки от призыва на военную службу, досрочные пенсии и т. п.).
- «Размывание» конституционных гарантий прав граждан в области образования, культуры, социальной защиты, а потенциально – здравоохранения. Реализация этих прав гарантирована в государственных и муниципальных учреждениях.
- Ограничение (по сравнению, например, с вузами или научными организациями) самоуправления в АУ путем назначения (вместо выборов) их руководителей и передачи власти от коллективов к наблюдательным советам, где представители коллектива будут составлять не более одной трети.
- Отмена запрета на приватизацию государственных и муниципальных учреждений, установленного, в частности, действующим Законом РФ «Об образовании». Значительную часть имущества можно будет приватизировать немедленно, вкладывая его в разного рода совместные предприятия, а остальную часть (за исключением недвижимого и особо ценного имущества) – путем искусственного доведения организации до банкротства.
- Колоссальные коррупционные соблазны для чиновников: именно им предстоит определять, кому разрешать фактическую приватизацию в форме АУ, и какое именно имущество разрешать приватизировать.
Приняв закон 9 июня, несмотря на протесты профсоюзов и съезда ректоров, фракция «Единая Россия» — единственная фракция, голосовавшая за него в первом чтении, — пунктом третьим соответствующего постановления установила и срок подачи поправок к закону – 30 дней (т. е. по 9 июля включительно). Поскольку весенняя сессия Госдумы должна была закончиться 7 июля, его противники полагали, что как минимум, имеют достаточно времени, во-первых, для разработки поправок, а, во-вторых, для организации активных переговоров с властью и давления на нее. Однако история «монетизации» едва не повторилась: в начале июля стало известно, что закон собираются принять до окончания весенней сессии — 8 июля.
Внутри Думы наиболее последовательным противником закона, как и в первом чтении, оказалась фракция КПРФ. 7 июля очередную пресс-конференцию по этому поводу провели депутаты Ж. Алферов, Г. Зюганов, В. Кашин, И. Мельников, О. Смолин и присоединившийся к ним один из лидеров профсоюза Академии наук А. Миронов. Были подготовлены внутридумский пикет и другие акции. Лидер фракции Г. Зюганов вел переговоры с председателем Госдумы Б. Грызловым и руководителем президентской администрации С. Собяниным. Похоже, именно эта последняя «гиря» склонила чашу весов в пользу переноса второго чтения законопроекта об АУ на осень.