Нищий учитель – бедная страна

В этом году страна впервые столкнулась с ситуацией, когда в массовом порядке из больниц стали увольняться врачи, поскольку зарплата не соответствует нагрузке и возможности нормально жить.

Массовые увольнения из школы №99 в Омске – это, возможно, первая ласточка того, что представитель второй самой мирной профессии вынужден поступать аналогично.

Отметим, что в федеральном бюджете на следующий год расходы на медицину растут на 51%, а на образование на 5,7%. Видимо федеральная власть сама провоцирует подобные действия.

А теперь пройдемся по фактам:

Первое. По данным Общероссийского народного фронта (ОНФ), средний российский учитель работает более чем на полторы ставки, а каждый седьмой стабильно на 2 ставки. Это ненормально, это плохо для педагога и это плохо для детей. Как учитель в прошлом могу сказать, что так работать нельзя.

Второе. Когда я закончил вуз, начинающий учитель получал за 18 часов 2 прожиточных минимума. Ровно такое же предложение нами внесено полтора года назад в Государственную думу, но оно до сих пор откладывается для рассмотрения.

Третье. Государственная дума общим голосованием приняла рекомендации больших парламентских слушаний, инициированных мною о том, что базовая ставка учителя за 18 часов должна быть не ниже 70% от средней по региону. Я подчеркну, что базовая ставка сейчас около 8500 рублей, а по новому предложению будет: средняя зарплата в Омске — 34 235 рублей, значит, учитель будет получать за 18 часов – 23 964 рубля.

Рекомендации были согласованы председателем Думы Вячеславом Володиным, Министром просвещения Ольгой Васильевой.  Правда, когда я внес поправки в бюджет, чтобы начать исполнять это решение, меня поддержали все фракции кроме «Единой России». Пригласите депутатов от «Единой России» и спросите, почему они не голосовали за поправки Смолина!

Четвертое. Зарплата не может отличаться во много раз по стране. Это ненормально, когда, по данным Росстата, за один и тот же труд на Чукотке зарплата учителя достигает 99 тысяч рублей, а в Северной Осетии она менее 22 тысяч рублей. В Москве педагоги зарабатывают более 97 тысяч рублей. Хотя мы понимаем, что эти данные завышены, но мы также понимаем, что эта разница действительно есть. Мы должны стремиться к равной оплате за равный труд.

Мы многократно предлагали установить оклады и ставки учителям на федеральном уровне. Тем регионам, где не хватает денег, помогать из федерального бюджета. А таких 75 из 85 субъектов. Те регионы, которые имеют деньги, могут сами назначать надбавки.

И последнее. Считаю недопустимым обвинять учителей в том, что они не хотят работать на нищенскую зарплату. Думаю, что омские власти могли бы занять другую позицию.

Я понимаю, что учителя получают не по заслугам. В регионе сегодня нет денег, а, значит, будем обращаться на уровне правительства, чтоб оказали дополнительную помощь. Именно это я делал, и буду делать.